Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Я СНОВА ПРОБИРАЮСЬ В МЫСЫ

Из Гайн в Мысы ехал я тоже, конечно, не на лошадях и не один. Нашлись в Мысах дела у секретаря райкома по пропаганде Анатолия Ива­новича Тиунова (того, с которым, мы рыбачили на Каме]. Перешли от райкома дорогу, спустились с крутого обрыва, тут и моторка. И ведь как ловко она для здеш­них лесных мест устроена! Даже тогда, когда молевой сплав закончен, по реке плывут и плывут бревна, иногда скапливаясь на речных извилинах. Катер быстро мчит­ся по свободной водной глади, и скопление бревен ему не помеха,— он с разгону взлетает на них, скользит по ним, опять погружается в воду, не страшась про­боин, ударяется о кряжи и летит дальше.

Вот так мы чистым камским утром покинули Гайны и поплыли вверх по реке. Остался слева разросшийся поселок с белыми двухэтажными кирпичными домами на набережной и деревянными в глубине, со стоянкой катеров у причала, со стройками и особенно заметным на взгорье зданием четырехэтажной школы: там подъемный кран поднял в небо стрелу. Проплыли мы и мимо «гиганта индустрии», как шутливо называют ремонтно-механический завод,— предприятие, вырос­шее из мастерских, ремонтировавших трелевочные трактора. И эти трактора, и сплав, и бревна на берегу — все говорило о том, что вокруг Гайн — мощные лесораз­работки.

Тиунов сказал:

— Гаинский район дает шестьдесят процентов лесо­заготовительного плана Коми-Пермяцкого округа, де­сять процентов плана Пермской области и один про­цент общесоюзного плана. Сколько в СССР районов? Тысячи. А вот один наш район способен дать сотую часть леса, который страна посылает на строительство, в промышленность и на экспорт. Этим можно гордиться.

Да уж ничего не скажешь: действительно    можно

гордиться.

Через полчаса стремительного путешествия по Ка­ме — прибрежный поселок Кибраты, центр сельсовета. Это право он уже давно отобрал от древних Мысов. Здесь — контора Верхне-Камского леспромхоза, участ­ковая больница, восьмилетняя школа, новые дома, где живут рабочие, железнодорожная станция узколейки. Пассажирской пристани здесь нет. Катера, привозя­щие людей из Тайн, тыкаются железным носом в берег, моторист выкладывает трап, и привычные к воде сплав­щики легко спрыгивают наземь.

В день нашего приезда катера стояли на отдыхе, а вокруг шла   возня, раздавались   крики   и   скрежет металла: на баржу грузили движок. Почти у самой воды тарахтел трактор С-80. За рулем сидел молодой голубоглазый парень. Он действовал уверенно и смело.

Ну как не поговорить с парнем? Откуда он родом? Как сюда попал?

Оказалось, что Владимир Сазонов—уроженец ма­ленькой деревеньки Пурга, соседней с самой дальней Верх-Лупьей. Ему девятнадцать лет. Два года назад закончил восьмилетнюю школу в Кибратах — школу совсем новую, ведь и поселок-то создан только в 1947 году. Потом Владимир стал раздумывать, что делать дальше. В лесном краю естественно выбрал лесную спе­циальность: поехал продолжать образование в Кудым-карскую лесотехническую школу.

По окончании работает трактористом в Шордын-ском лесопункте.

Вот они какие теперь верх-лупьинцы!

По узкоколейке нам предстояло ехать дальше, вплоть до Мысов. Дорога идет еще дальше — до стан­ции Мыслес, в самую гущу лесоразработок, но мы туда не собираемся. Мы — это не только я и Тиунов. В Киб­ратах к нам присоединился Александр Васильевич Златин, председатель рабочкома леспромхоза, тоже собравшийся по делам в Мысы, кстати сказать, его родную деревню.

В нашу автодрезину сели какие-то две молодые женщины, и мы выехали из Кибрат. Мерно постуки­вают на стыках колеса. Машинист из немцев, Андрей Кох, уверенно ведет автодрезину. То справа, то слева серебром блестели болота, и я вспоминал, что сорок лет назад именно эти болота вставали преградой на любом пути от Гайн в Мысы и Лупью. Потому-то и пи­сали «обилие болот не допускает... проложения... не только троп

[1]23