
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ПЯТНАДЦАТАЯ Я СНОВА ПРОБИРАЮСЬ В МЫСЫ
Из Гайн в Мысы ехал я тоже, конечно, не на лошадях и
не один. Нашлись в Мысах дела у секретаря райкома по
пропаганде Анатолия Ивановича Тиунова (того, с которым, мы рыбачили на Каме]. Перешли от райкома
дорогу, спустились с крутого обрыва, тут и моторка. И ведь как ловко она для
здешних лесных мест устроена! Даже тогда, когда молевой сплав закончен, по
реке плывут и плывут бревна, иногда скапливаясь на речных извилинах. Катер
быстро мчится по свободной водной глади, и скопление бревен ему не помеха,— он
с разгону взлетает на них, скользит по ним, опять погружается в воду, не
страшась пробоин, ударяется о кряжи и летит дальше.
Вот так мы чистым камским
утром покинули Гайны и поплыли вверх по реке. Остался слева разросшийся поселок
с белыми двухэтажными кирпичными домами на набережной и деревянными в глубине,
со стоянкой катеров у причала, со стройками и особенно заметным на взгорье
зданием четырехэтажной школы: там подъемный кран поднял в небо стрелу. Проплыли
мы и мимо «гиганта индустрии», как шутливо называют ремонтно-механический
завод,— предприятие, выросшее из мастерских, ремонтировавших трелевочные
трактора. И эти трактора, и сплав, и бревна на берегу — все говорило о том, что
вокруг Гайн — мощные лесоразработки.
Тиунов сказал:
— Гаинский район дает
шестьдесят процентов лесозаготовительного плана Коми-Пермяцкого округа, десять
процентов плана Пермской области и один процент общесоюзного плана. Сколько в
СССР районов? Тысячи. А вот один наш район способен дать сотую часть леса,
который страна посылает на строительство, в промышленность и на экспорт. Этим
можно гордиться.
Да уж ничего не скажешь:
действительно можно
гордиться.
Через полчаса
стремительного путешествия по Каме — прибрежный поселок Кибраты, центр
сельсовета. Это право он уже давно отобрал от древних Мысов. Здесь — контора
Верхне-Камского леспромхоза, участковая больница, восьмилетняя школа, новые
дома, где живут рабочие, железнодорожная станция узколейки. Пассажирской
пристани здесь нет. Катера, привозящие людей из Тайн, тыкаются железным носом
в берег, моторист выкладывает трап, и привычные к воде сплавщики легко
спрыгивают наземь.
В день нашего приезда
катера стояли на отдыхе, а вокруг шла возня,
раздавались крики и скрежет металла: на
баржу грузили движок. Почти у самой воды тарахтел трактор С-80. За рулем сидел
молодой голубоглазый парень. Он действовал уверенно и смело.
Ну как не поговорить с парнем? Откуда он родом? Как сюда
попал?
Оказалось, что Владимир
Сазонов—уроженец маленькой деревеньки Пурга, соседней с самой дальней
Верх-Лупьей. Ему девятнадцать лет. Два года назад закончил
восьмилетнюю школу в Кибратах — школу совсем новую, ведь и поселок-то создан
только в 1947 году. Потом Владимир стал раздумывать, что делать дальше. В
лесном краю естественно выбрал лесную специальность: поехал продолжать
образование в Кудым-карскую лесотехническую школу.
По окончании работает
трактористом в Шордын-ском лесопункте.
Вот они
какие теперь верх-лупьинцы!
По узкоколейке нам
предстояло ехать дальше, вплоть до Мысов. Дорога идет еще дальше — до станции
Мыслес, в самую гущу лесоразработок, но мы туда не собираемся. Мы — это не
только я и Тиунов. В Кибратах к нам присоединился Александр Васильевич Златин,
председатель рабочкома леспромхоза, тоже собравшийся по делам в Мысы, кстати
сказать, его родную деревню.
В нашу автодрезину сели
какие-то две молодые женщины, и мы выехали из Кибрат. Мерно постукивают на
стыках колеса. Машинист из немцев, Андрей Кох, уверенно ведет автодрезину. То
справа, то слева серебром блестели болота, и я вспоминал, что сорок лет назад
именно эти болота вставали преградой на любом пути от Гайн в Мысы и
Лупью. Потому-то и писали «обилие болот не допускает... проложения... не
только троп
|