
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
О
РОДИНЕ ПОСЛЕДНИХ ЯЗЫЧНИКОВ
Еще в
Москве я сделал выписки о Большой Коче из старых книг, потому что, по мнению
некоторых этнографов, Большая Коча — одно из немногих мест, где еще совсем
недавно сохранялись языческие обряды.
Вот что писал этнограф И.
Н. Смирнов семьдесят лет назад:
«В Чердынском уезде в
деревне Коче имеется часовня, возле которой почти в буквальном смысле приносятся
гекатомбы1. Лет двадцать тому назад здесь
закалывалось до 80 коров. Коча является своего рода религиозным центром
Пермского края. Сюда к 18 ав-
1 Г е к а т о м б а —
жертвоприношение. Но откуда в этом слове «гека»,
по-гречески «сто»? В Древней Греции так сначала называли жертвоприношения,
состоявшие из ста быков. Потом гекатомба стала обозначать всякое значительное
общественное жертвоприношение.
густа идут, едут, ведут обещанную скотину, больных
лошадей со всего Соликамского и Чердынского уезда. В жертву приносится скотина,
которая перед этим была больна. Пермяк из болезни животного заключает, что оно
нужно богу и обещает привести его в Кочу, если оно выздоровеет. Обетные
животные колются накануне 18 числа. Священники приезжают благословить заколотых
животных и получают для себя лопатки, для церкви кожу. Остальное мясо частью
варится и поедается толкающимися здесь в массе богомольцами, частью раздается
нищим, которые собираются сюда со всего пермяцкого края. Хворые кони вводятся в
речку, протекающую близ часовни и стоят, пока
совершается молебствие и освещается вода. Коней и их хозяев набирается в речку
такая масса, что речка запруживается и вода, раньше доходившая человеку до
пояса, подымается до плеч. По окончании молебна
хозяева в былое время садились на выведенных из реки коней и скакали на них что
есть мочи от берега. В настоящее время этот обычай преследуется полицией, так
как при этом однажды скачущие затоптали мужика».
Собственно говоря, в
Большую Кочу я попал случайно, хотя мне там и очень
хотелось побывать. Времени на поездку не оставалось, но неожиданно выяснилось,
что райкомовский работник, у которого находятся письма старых коммунистов о
прошлом, уехал именно в Большую Кочу. И вот выбор:
либо ждать его возвращения в районном центре, либо поймать где-то на дороге.
А приехал я в Большую Кочу
и про райкомовца забыл и уезжать не захотелось. Вот
оно село, где еще при жизни нынешнего поколения, при стариках, которые
доживают свой век, устраивались языческие «гекатомбы» — кровавые
жертвоприношения, резали быков
и коров. Еще не
развалилась, но пустует деревянии; часовня, по архитектуре
неинтересная, но поставл-м . она впритык к суровому
бору и невольно заставлкч думать о прошлом.
Когда-то здесь находилось
одно из самых интерн; ных произведений пермской
деревянной скульптур так называемых
«пермских богов»—сидящий в тсV нигде
Спаситель. Широколицый и скуластый, как и . стоящий
коми-пермяк (ученые отмечают кратко: «л1:1 по типу близко к местному»), он
обреченно и безрог >ч но смотрит на вас, закрывая правой рукой щеку . удара.
Когда-то болыне-кочинцы, да и не только оч" очень почитали этого «бога»,
издалека шли к нему I поклон. В июле 1923 года скульптуру, имеющую боkmшую художественную ценность, передали в Пермс и
музей. Через
несколько дней выпал
град. Само и > себе явление это в здешних местах
нередкое. Как р.1 ;
|