Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ О  РОДИНЕ ПОСЛЕДНИХ ЯЗЫЧНИКОВ

Еще в Москве я сделал выписки о Большой Коче из старых книг, потому что, по мне­нию некоторых этнографов, Большая Коча — одно из немногих мест, где еще совсем недавно сохранялись языческие обряды.

Вот что писал этнограф И. Н. Смирнов семьдесят лет назад:

«В Чердынском уезде в деревне Коче имеется часов­ня, возле которой почти в буквальном смысле приносят­ся гекатомбы1. Лет двадцать тому назад здесь за­калывалось до 80 коров. Коча является своего рода религиозным центром Пермского края. Сюда к 18 ав-

1 Г е к а т о м б а — жертвоприношение. Но откуда в этом слове «гека», по-гречески «сто»? В Древней Греции так сначала называли жертвоприношения, состоявшие из ста быков. Потом гекатомба стала обозначать всякое значительное общественное жертвоприношение.

густа идут, едут, ведут обещанную скотину, больных лошадей со всего Соликамского и Чердынского уезда. В жертву приносится скотина, которая перед этим была больна. Пермяк из болезни животного заключает, что оно нужно богу и обещает привести его в Кочу, если оно выздоровеет. Обетные животные колются накануне 18 числа. Священники приезжают благословить заколо­тых животных и получают для себя лопатки, для церк­ви кожу. Остальное мясо частью варится и поедается толкающимися здесь в массе богомольцами, частью раздается нищим, которые собираются сюда со всего пермяцкого края. Хворые кони вводятся в речку, про­текающую близ часовни и стоят, пока совершается молебствие и освещается вода. Коней и их хозяев на­бирается в речку такая масса, что речка запруживается и вода, раньше доходившая человеку до пояса, поды­мается до плеч. По окончании молебна хозяева в былое время садились на выведенных из реки коней и скакали на них что есть мочи от берега. В настоящее время этот обычай преследуется полицией, так как при этом однажды скачущие затоптали мужика».

Собственно говоря, в Большую Кочу я попал слу­чайно, хотя мне там и очень хотелось побывать. Време­ни на поездку не оставалось, но неожиданно выясни­лось, что райкомовский работник, у которого находятся письма старых коммунистов о прошлом, уехал именно в Большую Кочу. И вот выбор: либо ждать его возвра­щения в районном центре, либо поймать где-то на дороге.

А приехал я в Большую Кочу и про райкомовца забыл и уезжать не захотелось. Вот оно село, где еще при жизни нынешнего поколения, при стариках, кото­рые доживают свой век, устраивались языческие «гека­томбы» — кровавые жертвоприношения, резали  быков

и коров. Еще не развалилась, но пустует деревянии; часовня, по архитектуре неинтересная, но поставл-м . она впритык к суровому бору и невольно заставлкч думать о прошлом.

Когда-то здесь находилось одно из самых интерн; ных произведений пермской   деревянной   скульптур так  называемых   «пермских   богов»—сидящий в тсV нигде Спаситель. Широколицый и скуластый, как и . стоящий коми-пермяк (ученые отмечают кратко: «л1:1 по типу близко к местному»), он обреченно и безрог >ч но смотрит на вас, закрывая правой рукой щеку . удара. Когда-то болыне-кочинцы, да и не только оч" очень почитали этого «бога», издалека шли к нему I поклон. В июле 1923 года скульптуру, имеющую боkmшую художественную ценность, передали в Пермс и  музей.   Через  несколько  дней  выпал  град.   Само   и > себе явление это в здешних местах нередкое. Как р.1 ;

[1]23