
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ
О ХУДОЖНИКЕ ПЕТРЕ
СУББОТИНЕ,
ПО
ПРОЗВИЩУ ПЕРМЯК
«Пермяцкий край не изучен ни в каком
отношении. Даже в местных музеях Пермской губернии, например, этнография народностей совсем не представлена. Случайно проезжавшие
археологи не обращали на край никакого внимания. Государство никак не
поддерживало и не развивало самобытные оригинальные производства Пермяцкого
края. И производства в данный момент почти умерли... Весьма интересно в крае
ткацкое льняное производство, гончарное, корзиночное и др. Красильно-набивное
производство занимало самое исключительное положение до последних лет».
Ему хотелось помочь
художественному воспитанию земляков. Еще студентом Строгановского училища он
писал:
«Хорошо бы устроить в
Кудьшкаре ткацкую школу, в которой дать возможность детям крестьян-коми-пермяков
поучиться порисовать, лепить, делать игрушки и вообще все, что относится к
искусству. Пожалуй, охотников найдется много... Придет время — можно будет
реализовать все это в жизнь».
Время пришло — после
революции. Субботин стал видным московским художником: весной 1919 года, в
первую годовщину Красной Армии, оформлением Москвы руководил именно он. Приехав
в Кудымкар, он добился создания художественно-производственных мастерских.
Ученики практически осваивали декоративное искусство: ткали пестрядь и кушаки,
учились резьбе по дереву — искусству, которое у коми-пермяков еще в давние
времена достигло высочайшего уровня, плели изделия из бересты (тоже
традиционный вид художественного мастерства), лепили глиняную посуду, делали
игрушки, гребни из рога.
Субботин
в Перми и Кудьшкаре помогал устраивать выставки, лекции, концерты, ставить
спектакли, продолжал преподавать в мастерских, а потом в техникуме, изучать
народное прикладное искусство, писал статьи на эту тему; количество рисунков
набойки в его шести альбомах доходило до трехсот; он создал в Кудьшкаре музей
и вместе с женой лазил по подвалам и чердакам, отыскивая все новые и новые
экспонаты. Поистине неиссякаема
энергия этого разносторонне образованного, светлого и душевно-красивого
человека. Не надо забывать, что болезнь его не только не оставляла, но все
сильнее и сильнее подтачивала здоровье.
Летом 1922 года в последний раз художник побывал в родном Кудымкаре и вернулся в Пермь. В самом начале
следующего года, уже тяжело, безнадежно больной, прикованный к постели, он
сказал родным:
—
Позовите скрипача, пусть он играет...
Два часа музыка звучала в
доме Субботина. Скрипач ушел. Петр Иванович сказал близким:
—
Ну вот и хорошо. Теперь я наслушался музыки,
можно и умереть. И чтобы вы ни слезинки по мне не
пролили.
На следующий день, 3
января 1923 года, он говорил о любимой им коми-пермяцкой набойке, а вечером
умер. Было ему тогда всего тридцать шесть лет.
|