
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ПЕТРОВСКИЕ
СТРЕЛЬЦЫ СРЕДИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ
Если Верх-Лупья и Мысы при
влекли меня как самые далекие и глухие уголки, если
кочевская деревня Демино соблазнила красивым назва
нием колхоза «Виль олан», то волостной центр, село
Юрла, заинтересовало необычным происхождением.
Историки рассказывали, что после стрелецких бун
тов в Москве в 1698 году часть мятежных стрельцов-
старообрядцев бежала от расправы Петра Великого
в Прикамье. Они поселились на реках Очер, Лысьва,
Сэпыч, Сабанец и других. Так бы и жили стрельцы
и их потомки вдали от царского гнева и царских мило
стей, но через четверть века, в 1725 году житель села
Черновского Оханского уезда Егор Щетников обнару
жил тайные поселения и, предвидя себе оттого нема
лую корысть, сообщил местным властям, что отыскал,
мол, старообрядческие скиты. А у властей, очевидно,
имелись указания, как в подобных случаях поступать.
И вот осинский воевода Роман Немков выслал в ука
занные Щетниковым места воинскую команду под на
чальством капитана Василия Пальчшшва «для разоре
ния старообря&чеслшх скитов». Капитан, и его солдаты
пожгли, а
людей разогнали. Вернее, оповещенные о походе против них, эти люди
сбежали. В искоренении «старообрядческой ереси» деятельное участие принимал
архимандрит Палладий. С его-то слов и стало потом известно, что два
стрельца-старообрядца пробрались на реку Юм. Там они остались жить, и вокруг
них образовались поселения, сначала одно, названное по имени реки тоже Юм, а
потом и другие.
И еще, отмечают историки,
произошло объединение двух групп гонимых — русских старообрядцев и местных
жителей — пермяков. В некоторых деревнях и сейчас люди говорят по-русски, а совсем рядом по-пермяцки.
В 1558 году огромная
территория по обе стороны Камы, от устья реки Лысьвы до устья реки Чусовой,—
около трех с половиной миллионов десятин, по указу царя перешла в собственность
уральских богачей Строгановых. Старший Строганов, прося у
царя Михаила Федоровича камские земли, клялся (как свидетельствует одна
старинная грамота), что «пашни на них не паханы, дворы не стаивали, в цареву
казну никакого доходу не бывало и ныне не отданы никому и в писцовых книгах и
в купчих и в правежных то место не написано ни у кого». При Петре
Великом по указу 1700 года также много камских земель отдано Строгановым. Разное рассказывают о причинах царской щедрости. Будто бы
подарил Строганов царю три боевых корабля со всей оснасткой, а себе
попросил прирезать новые камские земли, тоже якобы пустующие. Царь отдал и
леса, и болота, и луга, а когда через пятнадцать лет проверили,
оказалось, что от известных жестокостью и «злым правежом» Строгановых
«половина людей сбежала, а дома стоят пустые».
И сейчас еще перелают из
уст ъ уста легенды о том, как Строгановы и их управители отбирали земли, гнали,
людей на тяжелые и дальние работы. Снова героем этих легенд стал народный
заступник и правдолюбец1 коми-пермяцкий
богатырь Перя. Именно он-то и не; дал закабалить
народ.
Граф послал
приказчиков присоединить к своим! владениям
новые земли, те, которые царь Иван Грозный отдал Пере
и о том грамоту написал. Графские, слуги тянули железную цепь, а потом другие
по этой1 цепи устанавливали
границу строгановских угодий — ; лесов и пашен. Перя-богатырь увидел, что
графские! слуги на его земле тянут цепь, подождал, когда они! отойдут,
взял железную цепь, разорвал ее,— сила-то у него великая,—унес подальше и спрятал. Графские слуги не
нашли цепи и сделали поворот на Кузьву и Усолье, а Перины леса, ловли и пашни
не захватили. Когда все границы определили, граф Строганов прослышал о том,
как Перя-богатырь хитро его обошел. Велел он доставить Перю живым или мертвым.
Мужики о том предупредили богатыря, и Перя ушел в леса, иной раз прятался даже
на высоких соснах. А когда потише стало, Перя вернулся
к себе, опять лесовал, рыбачил, людям помогал.
Дореволюционный историк
свидетельствовал и о событиях начала XIX
|