
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИНАДЦАТАЯ
СПЕЦИАЛЬНО
ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ РЫБНОЙ ЛОВЛИ
— Я — коми-пермяк,— начал
Анатолий Иванович,— а во время моей юности у нас все учились. Окончил среднюю
школу и твердо решил стать учителем. Поступил в Кудымкарское
педучилище. Кончил и его и вот получаю назначение
учителем. Куда бы вы думали? В русское село. Трудно и сложно мне это показалось:
учатся парни старше меня, да и сами посмелее,
посамостоятельнее. Сначала я решил: уйду. Попрошусь в коми-пермяцкую школу, да
чтобы она была поменьше, готов был ехать в глухую деревеньку. А потом подумал:
что же это я сразу сдаюсь. Чуть трудность, и лапки кверху. Попробую завоевать
авторитет. Стал приглядываться к ученикам, к их быту,
к их желаниям и стремлениям. Понимаю, что одними знаниями я задуманного не
добьюсь. Тайно стал я учиться играть на гармошке,—
слухом-то меня
природа не обидела. Так же тайно научился
хорошо танцевать. А потом организовал хор: в наших местах и коми-пермяки
и русские любят петь. Заметил однако, что участвовать
в хоре захотели не все. Ага, думаю, интересы разные: наверняка те, что не хотят
петь, захотят заниматься спортом. Стал бегать стометровку, играть в волейбол. И
вижу я, что среди учеников и учениц я свой и вместе с тем — авторитетный
учитель. Тогда порадовался я и как плюс отметил, что
правильно сделал, не сдавшись на первых шагах работы в школе. И когда уходил в
армию — провожали меня чуть не со слезами.
В армии получил первое
партийное поручение — помочь художественной самодеятельности. Ну, это дело мне
привычное, справился.
Вернулся в родной район.
Заочно закончил Пермский университет, исторический
факультет. Стал работать в райкоме. Работа по пропаганде вам, конечно,
известна: партучеба, школы и так далее. Но, бывает, нужда заставляет нынче
помогать в таких делах, что сам удивляешься. Готовились к смотру самодеятельности,
стороной услышали, что в Кудымкаре специальную песню сочинили на местном
материале. Я и подумал: а чем Гайны хуже — место историческое, красивое. Взял
одно стихотворение «Заря над Пармой» и написал к нему музыку. Что ж вы думаете?
Исполнил эту песню наш хор на смотре, и отовсюду стали просить ноты — видно,
понравилась. Сейчас ее исполняют не только у нас в районе, но и в Кудымкаре, по
радио передают.
Забегая вперед, скажу, что
уже позже, когда мы с Анатолием Ивановичем в Гайнах на аэродроме, ожидая
самолета, опять разговорились о работе секретаря райкома, Тиунов поведал мне о
своих взглядах на организационные принципы пропаганды.
— Много сил тратим мы
впустую. К одной кампании ведем работу, потом к другой, к третьей. Трудимся
честно, агитируем активно, но, в общем-то, по шаблону. Но ведь есть
люди, особенно в деревнях, на которых общие слова не действуют (если
они вообще на кого-нибудь действуют). Разные люди —
разные интересы, а чначит, и разный подход нужен. А есть ли у нас
представление о каждой семье — ее потребностях и интересах. Я хочу провести
такое социологическое исследование о культурных потребностях населения. К
примеру, одни любят кино, другие газеты, третьи — книги, четвертые
ограничиваются слушанием радио. Или вот такой вопрос: а все ли читают книги?
Даже: все ли слушают радио. Когда у нас будут такие данные, мы будем
пропагандировать целеустремленнее и, так сказать, «холостых пробегов» почти не
будет.
Мне показались эти
рассуждения очень интересными. Учитель истории, став партийным работником, мыслил
весьма конкретно.
— Я, к слову, забежал
вперед в своем рассказе. А пока мы сидели в лодке Тиунова. Уже спустились
прозрачные сумерки (даже ночи в эту летнюю пору Здесь
светлы), и Анатолий Иванович готовился к новой проверке продольников.
Судя по всему, леска
зацепилась за что-то, вероятнее всего за топляк — полузатонувшее бревно, оставшееся
после сплава. Тиунов тянул леску то в одну, то в другую сторону, рассчитывая,
что удастся отцепить крючок. Но неожиданно леска
пошла то вправо, то влево.
—• Неужели лещ водит? — не
совсем уверенно спросил Анатолий Иванович и попросил меня бросить наплав в
воду. Это обычный рыбацкий маневр: если тянешь — рыбе на крючке больнее, она
может рвануть и уйти.
|