
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
глава
Шестая я пробираюсь в верховья камы
А дом этот стоял
на другом конце деревни, у поляны, где гадали.
Федор Иванович — родом
тоже коми-пермяк — говорил:
Есть у нас такое время,
которое народ считает самым страшным в году: зимнее цветье. Если подсчитать по
календарю, то это — через полгода после цветения ржи, примерно на русские
святки. Тогда чуды появляются на земле.
Кто, кто? — не вытерпел я
и тут же вспомнил, как мне о цветье и чудах рассказывал одноглазый Афоня, едва мы отъехали от станции Менделееве Но в Афонины россказни я не очень-то поверил:
— Чуды... Как бы это
объяснить,— смешался мой провожатый.— Раньше, еще давно, на этих землях жил
такой народ — чудь. Попы велели им сжечь деревянных богов и верить в Христа, Илью-пророка и Николу-угодника. А они не
соглашались и решили умереть. Выкопали большую яму или пещеру, забрались туда,
а потом обрушили землю на себя и погибли. Но бывают такие дни, когда они
вылезают из-под земли и вредят тем, кто принял новую веру. Тогда в цветье их
возле церквей «топчут конями», «бьют нагайками», и «чуды бегут от людей». Но
это происходит днем. А ночью в цветье, как вот сегодня, «слукаютея». Это значит гадают, пытаются узнать, что произойдет в новом
году. Он закончил пренебрежительно:
—
Темнота!
Мне интересны были
подробности, и я спросил:
А как все-таки
«слукаютея»?
Ну как: выйдут на речку или на поляну, в центре палку
воткнут — обычно это «ожег» — деревянная кочерга, которой в печи дрова
шевелят. А то еще в избах подметут и сор с собой
прихватят, высыплют возле кочерги на разостланную коровью шкуру. Сядут вокруг и
«слукаютея», другими словами, слушают. Кто что услышит, тому то и суждено. Если
человек услышит «гурст»... Что, что? — опять перебил я.
Ну, шум, что ли, вроде скребет
кто. Значит, год будет голодный, это мыши беспокоятся. Кто многие голоса народа
услышит — у того дом сгорит. А вот если колоколец кому послышится — быть в его
семье свадьбе. Если шелестит что — ну, к примеру, снопы — значит, ожидай
урожайный год.
И опять, как
прежде, закончил свои объяснения
пренебрежительным словом:
—
Темнота.
Совершенно неожиданно
парень-возница обернулся к нам и убежденно заявил:
—
Какая ж темнота? Все в точности сбывается.
Вы хоть кого здесь спросите: Александра Романовна
в прошлом году слышала, как доски строгают. Ясное
дело: гроб готовили. Потом молотком стучали, это —
гвозди заколачивали. И что же: с цветья и месяца не
прошло — бна умерла. У меня мать из этой деревни —
она рассказывала.
Федор Иванович стал было
разъяснять парню вред суеверия, но толком так ему ничего не успел доказать: мы
уже подъезжали к высокому, в полтора этажа, с подпольем, с лестницей у могучего
крыльца дому Председателя сельсовета Изосима Ивановича Златина. Дом
действительно стоял рядом с тем полем, где шло гаданье.
|