40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
глава
Шестая я пробираюсь в верховья камы
Условия тяжелой жизни
придавили, согнули коми-пермяцкий народ, но не лишили его творческих сил и
веры в будущее.
И одним из таких
проявлений светлой веры коми-пермяцкого народа в свое будущее можно назвать
легенды о Пере-богатыре и Кудым-Оше. Но рассказать по крайней мере одну из этих
легенд лучше попозже, когда мы доберемся до далекой Верх-Лупьи и до Мысов,
поблизости от которых по преданию родился Перя- б
огатырь.
А пока — в путь.
Пробираясь на север, я
старался нигде подолгу не задерживаться. Сменив пять лошадей и столько же
ямщиков (все-таки разговорчивый одноглазый Афоня запомнился больше всех), я добрался наконец до села Гайны в верховьях Камы.
Преинтереснейшее это село!
Еще в XVI веке
(1579 год), при первой переписи Перми Великой, Гайны значатся как один из трех
существовавших в ту пору погостов. Этот погост имел «17
дворов пашенных крестьян и 4 пустых, пашни 64 чети, перелогу 22 3/4 чети в трех
полях худой земли, лесу пашенного 16 десятин, сена по р. Каме и наволокам и по
Заполью 250 колен, рыбные ловли по р.р. Каме и Уле из оброку по 2 гривны и
пошлин по две деньги». По второй переписи в 1623—1624 годах в Гайнах было почти столько же дворов, но пустых побольше — не 4, а 6: кто-то не выдержал и покинул деревню.
Так про беглецов и сказано; «сошли безвестно». В одной из книг, изданных в 1914
году, говорится о гаинцах:
«Средства к существованию
населением извлекаются от земледелия, которое по исследованиям экономического
быта земством в 1886
году представлялось незавидным, так из 127 хозяйств на
покупном хлебе 69 хозяйств...»
Это — из
«Географическо-статистического словаря Чердынского уезда», написанного
коми-пермяцким ученым И. Я. Кривощековым.
Рассказывают, что название
села произошло от слова «чайно-беличье гнездо». И еще рассказывают, что, когда
миссионер Стефаний Пермский плыл по Каме, коми-пермяки с насмешкой звали его
поесть с ними белок (векш). Поэтому, мол, гаинцев и дразнят «век-шеедами».
Языческие обычаи здесь держались
стойко: по старому обряду изгоняют из дома кикимору; в четверг на страстной
неделе женщины собирают сметану, чтобы получить побольше масла, а мужчины во
всю палят из ружей, чтобы в продолжение всего года охота удавалась; в
благовещенье никому ничего не дают и ничего из дома не выносят, чтобы ни в чем
не было недостатка ; у хозяек.
Но самый интересный тот
обычай, который дал жи- :. телям деревни
Верх-Лупьи прозвище «баранников». Наверное, когда-то местные язычники
приносили кровавые жертвы своим сердитым богам. Говорят, что это восходит к
тем далеким временам, когда здесь жила чудь.
Потом языческое смешалось
с христианским. Из Верх-Лупьи накануне крещенья стали привозить икону
Ильи-пророка, а из Мысов — Николы-угодника и в гаинской церкви служить молебны.
Вечером начинали «святить»... баранов, которых приводили сюда из самых
отдаленных коми-пермяцких селений, порой даже за сотни верст. Ночью всех
баранов закалывали, варили в котлах или жарили на кострах. Потом их раскладывали
в церкви, я начиналось пиршество. Шкуры продавали, а всю выручку клали в
церковные кружки. Один из историков говорил:
«Так видоизменилась форма
чудских жертвоприношений под влиянием времени».
А кроме того, в Гайнах торжественно праздновали
«конные» летние и осенние праздники — пятницу перед ильиным днем и днем Фрола и
Лавра, Собиралось при этом в Гайнах до двух и более тысяч человек.
|