
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
В КОТОРОЙ
РАССКАЗЫВАЕТСЯ
ИСТОРИЯ
ОДНОГО НЕСЧАСТНОГО СИНИЛЬЩИКА
Мудрено ли: сосункам внимания
никакого, а с пяти лет дети помогали работать, росли то в пару, то в стуже.
Тяжела, невыносимо тяжела
работа синильщика. Не зря в былое время во многих местах страны ее считали
самым унизительным делом, а слово «синильщик» было синонимом последнего
человека, пределом падения в жизни. Только крайняя, жесточайшая нужда могла
заставить человека взяться за профессию синильщика.
Первая и наиболее важная
часть всего процесса крашения — это приготовление вала. Те читатели, которые
интересовались древней Русью, наверное, помнят выражение: «гроб повапленный».
В предреволюционное время это выражение носило уже иносказательный характер:
так говорили о приукрашивании чего-то безнадежно-плохого. У синильщика вап
по-прежнему имеет прямой смысл — краска. Но краска особая.
Способы варки вапа — это
главная тайна синильщиков. Когда его варят, вап,— никого и близко не подпускают;
одни, чтобы сор в вап не попал, другие от «дурного глаза». По мерке (а мерки
передаются от отца к сьпгу) смешивают синий купорос, зеленый купорос, квасцы,
камедь. Варят вап обычно сразу на весь год, ведра четыре.
После этого надо готовить холсты,
«клеить» их. Клей гуммиарабик (камедь) заблаговременно, за день разводят в
деревянном ведре (у синильщиков все деревянное—и
ведра, и чаньх, и черпаки), выливают в котел и кипятят. В горячий раствор
спускают белые домотканые холсты. Когда они «отекают», то есть с них
стекает жидкий клей, холсты, стараясь не мять, в ясную погоду вывешивают на вешала — шесты, так установленные во дворе, чтобы
полотнища смотрели на солнце.
Потом ткань немного
подсыхает и начинается работа детей, тех, которые с пяти (!) лет должны были помогать родителям зарабатывать на кусок хлеба. Вообще у
синильщиков в течение многих поколений установилось распределение: что в семье
лежит на обязанности мужчины, что должна делать женщина, а что можно доверить
детям постарше и что помладше.
Так вот, когда проклеенные
холсты подсыхали, ребятишкам поручалось их «шевелить». То один холст они
«подернут», то другой, чтобы не появились складки и морщины и
чтобы клей лег равномерно.
Дети-синильщики знали и о
второй своей обязанности в это время: упаси боже, чтоб дождь не смочил
сохнущие холсты,— тогда проделанная работа идет насмарку. «Подергивает» мелюзга холсты, а головенки то и дело к небу задирает:
каждую тучку стережет.
Пересушить тоже нельзя.
Как холсты «поспели», их собирают в «пласты» и заносят в синильную.
На богатых купеческих производствах это — отдельные помещения, а у бедняг,
кустарей-синильщиков все делается в той же избушке, где семья и живет.
Теперь пора закатывать.
Делают это «рубежками» внутрь.
Следует объяснить, что
такое «рубежка».
Когда крестьяне несут
синильщику холсты, они заранее прикидывают, какую набойку хотят получить, то есть какого качества. Ведь узоры
разные и цена тоже не одна. По полкопейки за аршин платили за то, чтобы
«подголубить» материю. Обычно такой заказ делали бедные старушки. По копейке за
аршин платили за окраску в синий цвет стойкой краской «индиго», «из-гребного
холста» — вроде дерюги. Если заказчик хотел, чтобы цвет был густо-синий, он
платил две копейки. Еще копейку набавляли — то есть всего три копейки — за
«набойку по простому». Это значит по
синему фону как бы рассыпаны белые цветочки. За четыре копейки делали на
синем фоне желтые хромпиковые цветочки, за пять копеек цветочки двух колеров —
желтые и зеленые (вап), за пять с половиной копеек набойка самая богатая —
цветочки трех колеров — желтые, зеленые и голубые(
либо красные, цвета мумии).
Крестьянин-заказчик
выбирает один из этих видов набойки и узор (образцы у мастера всегда на виду),
а синильщик пишет на маленькой липовой дощечке — «рубежке» номер узора и делает
два условных знака о количестве и стоимости. Допустим, заказчик просил окрасить
восемь аршин,— на «рубежке» с одной стороны делается пять зарубок или запилок.
|