40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
В КОТОРОЙ
РАССКАЗЫВАЕТСЯ
ИСТОРИЯ
ОДНОГО НЕСЧАСТНОГО СИНИЛЬЩИКА
Заказал он работу по пятаку за аршин (цветочки двух колеров) — значит, с него
надо получить при расчете четыре гривенника,— на другой стороне рубежки делают
четыре зарубки или запилки. Такая же рубежка, как некая деревянная квитанция,
оставалась у заказчика, подтверждая заказ.
Привязывать рубежи
«петелькой» и после проклейки и сушки закатывать холст во «вьюки» обычно
поручалось ребятам. Нелегкая это считалась работа, а малышами особенно
нелюбимая. Закатывать полагалось очень туго, так что рука под кистью скоро
опухала, кожа краснела, иногда даже и сходила. Пятилетние рабочие плакали, а к
десяти годам привыкали к такой каторге.
Исколотые пальцы слезами
обливали — наперсток считался роскошью, а делать нечего — шили.
Наступала очередь отца. Он
красил холсты синей краской «индиго».
Но эту краску еще надо
подготовить.
Привезенный откуда-то с
востока и купленный в лавке порошок кладут в мешочки, а мешочки опускают в
чугуны с водой, камнями придавливают, чтобы мешочки не поднялись и с утра до
вечера парят в горячей печке. Вечером мешочки достают и на «срезе» (это
половина бочки, прикрытая доской) наминают, чтобы краска вышла через поры
ткани. Работа эта тоже тяжелая и нудная: краска забивает ткань, и отец порой
до поздней ночи мял, не разгибая спины.
А в «срезе» уже
приготовлена «откваска» — холодная вода с синильной кислотой.
Подготовленную краску
сливают в чаны. Здесь она должна «укиснуть». Когда на ней нарастает пена толщиной
в ладонь, считается, что краска готова.
В ведении отца находились
и кубы с краской. Это — чаны в форме конуса. Глубина их — аршина три, иной раз
даже и побольше. Их вкапывают в землю, и от пола они
для удобства работы возвышаются всего аршина на полтора.
Над каждым кубом на
четырех проволоках прикреплен спускаемый при помощи блока железный обод с
множеством гвоздей, шляпки которых расплющены. Расстояние между гвоздями —
вершок, не больше, по нынешним меркам — сантиметра четыре.
Мастер надевает на гвозди
сшитые куски холста, аршин полтораста и на блоке потихоньку спускает в куб так,
чтобы ободок только чуть виден был над краской.
Если краска свежая, то
мастер синит холсты полтора суток, а если индиго «издержанное», то есть в нем
уже немало синили, то холсты приходится держать в кубе до трех суток. В это
время двое мастеров (в бедных мастерских отец с матерью) несколько раз подтягивают
на блоке отяжелевшие от влаги холсты и, чтобы они не слиплись
и не осталось белых пятен, разделяют их «трепалом» — деревянной палкой.
После этой операции холсты
висят час, чтобы закрепилась краска, которая вошла, а потом их снова тихонько
опускают в куб.
Может быть, кто-нибудь
слышал выражение: «кубовая краска». Отсюда оно и пошло.
Когда с покрашенных вот
так за полтора или трое суток и поднятых холстов стечет краска, их сушат на
пару все в той же избенке, где кустари и работают и живут. Если тяжело
закатывать холст, тяжело подымать из куба, то сушка на пару это — настоящий
ад. Холсты развешивают под потолком, а под котлом разводят огонь, чтобы пар
наполнял избу. В трех шагах ничего не видно, грудь спирает от удушья, но синильщики
— а в таких семьях синильщики все от мала до велика —
вынуждены жить в этих страшных, нечеловеческих условиях.
И опять важно не
пересушить. Обычно на второй день парная баня кончается и холсты снимают.
А затем — следующие
процессы: набивают вапом, ставят «вытравку». Первый цвет белый или желтый,
потом зеленый, голубой или красный. А после каждой вытравки — опять окраска в
кубе и сушка на пару.
Наконец, в последний раз
отквашивают, то есть полощут в воде с раствором синильной кислоты (тоже запах,
как говорил Чехов, «не напоминающий одеколона»). Мастерица полощет, хлопает
холстами изо всей силы. И тогда вдруг появляются цветы —желтые
зеленые.
|