Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Северные охотники с верховьев Камы, затерянные в глуши лесов, отливали небольшие металлические скульптурные изображения, где реальные черты сплетались с фанта­зией, а с течением времени изменялся даже, каза­лось бы, один и тот же мотив. Так, сначала изображали птицу  с  глазами  и  ртом  на  груди,  потом  у  птицы

 

появлялось человеческое лицо, и, наконец, фигура пти­цы приобретала черты человека. Как отметил один историк искусства, «внедрение элементов человеческо­го изображения (головы, лица) характерно для перм­ского звериного стиля».

Расцвет этого стиля ученые относят к шестому-вось-мому векам, но отголоски его живы до сих пор — и в коньках охлупня— верхнего бревна на избе, в «кобылках», поддерживающих желоба, в деревянных солоницах-утушках с конской головой и конем на крышке и других предметах.

Многое из того, о чем я рассказал, стало известно или выдвинуто в качестве предположения не во време­на Пилы и Сысойки и даже не во времена моих бесед с ямщиком Афоней, а в последние годы. Но ведь суть-то от этого не меняется: жили в верховьях Камы и по берегам рек Иньвы, Косы, Весляны и Лупьи потомки талантливого народа с древней культурой. Судьба это­го народа в прошлом сложилась несчастливо.

12[3]