
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Северные охотники с верховьев Камы, затерянные в глуши
лесов, отливали небольшие металлические скульптурные изображения, где реальные
черты сплетались с фантазией, а с течением времени изменялся даже, казалось
бы, один и тот же мотив. Так, сначала изображали птицу с
глазами и ртом на груди, потом у
птицы
появлялось человеческое лицо, и, наконец, фигура птицы
приобретала черты человека. Как отметил один историк искусства, «внедрение
элементов человеческого изображения (головы, лица) характерно для пермского
звериного стиля».
Расцвет этого стиля ученые
относят к шестому-вось-мому векам, но отголоски его живы до сих пор — и в
коньках охлупня— верхнего бревна на избе, в
«кобылках», поддерживающих желоба, в деревянных солоницах-утушках с конской
головой и конем на крышке и других предметах.
Многое из того, о чем я рассказал,
стало известно или выдвинуто в качестве предположения не во времена Пилы и
Сысойки и даже не во времена моих бесед с ямщиком Афоней, а в последние годы.
Но ведь суть-то от этого не меняется: жили в верховьях Камы и по берегам рек
Иньвы, Косы, Весляны и Лупьи потомки талантливого народа с древней культурой.
Судьба этого народа в прошлом сложилась несчастливо.
|