40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Ученые утверждают, что эти
удивительные по своеобразию, по тонкости отделки «таинственные» произведения
коми-пермяцкого искусства родились в верховьях Камы в результате обширных
экономических и культурных связей коми-пермяков не только со скифами, но и с
другими южными народами.
После девятого века
наладились связи и с Камской Болгарией (в устье Камы), а через нее с арабским
миром. В обмен на пермяцкие меха появились металлические сосуды, украшения
византийского и среднеазиатского производства.
Ученый М. Талицкий, тот
самый, именем которого названа древнейшая стоянка в Прикамье, писал о различных
кладах:
бывший директор окружного
музея в Кудымкаре, и А. Верещагин, основатель и директор музея в Гайнах,
увидели (в разное время и в разных деревнях) — какие-то металлические сосуды,
из которых бабки — хозяйки избы, где остановились оба краеведа, кормили кур.
Когда сосуды помыли и поскребли, блеснуло серебро, а затем стал
виден и узор. К великой радости краеведов, это оказались старинные сасанидские
блюда. Одно из них подарено Ленинградскому Эрмитажу и хранится там, второе —
гордость окружного музея в Кудымкаре.
Есть и такие ученые,
которые утверждают, что произведения коми-пермяцкого искусства самобытны и
существовали они давным-давно. Но в связи с этим сначала надо сказать о
Биармии. Вопрос о Биармии — один из тех, по поводу которых среди ученых уже
давно идут споры, так же как и о легендарной Атлантиде. Существовала ли
Биармия или это фантазия, плод досужего воображения скандинавских викингов?
Если же она все же существовала, то какой район надо к ней отнести и какой
народ там жил?
О Биармии говорил
Ломоносов.
Вот на что ссылаются те,
кто верит в Биармию.
В девятом веке
скандинавский житель Отер, современник Альфреда
Великого, совершил путешествие по Северной Двине и первый упомянул о Биармии. С
его слов историю эту записал, сам Альфред Великий:
«Тут увидел он огромную
реку, которая далеко проникла в глубь страны. У устьев ее он остановился и не
решался войти в реку из страха перед жителями, так как земля по другую сторону
реки имела многочисленное население».
Отер заметил, что местные жители — не славяне, а говорят
они на одном языке с финнами. В то время не только Отер
добирался до Биармии. Туда совершали походы многие скандинавские авантюристы-завоеватели
— Эрих Кровавая Секира, Торрер Собака и другие. В скандинавской саге говорится,
что на одном из биармийских идолов «одежда была дороже трех кораблей,
наполненных богатейшим грузом, плавающих по греческому морю».
: И здесь и в других источниках речь идет о легендарной
Золотой Бате, богине-истукане, существование которой
связывали с разными уральскими и сибирскими народами и особенно с народом
коми. Этот истукан в скандинавских сагах называли Иомала — так же именовался и
бог финнов.
Слово
«Биармия» сближают со словами «Перемь», «Пермь», считают, что «пер» это —
наименование одного из племен — предков коми-пермяков. А «емь» — другое племя, некогда заселявшее Нижнюю Вычегду и близкое по языку западным финнам. Нынешнее
население деревень по рекам Выми, Удоре и Ижме антропологически ближе к типу
балтийского круга, характерному для северозападной Европы. А язык населения
Вычегды имеет много сходных черт с языками западных финнов.
Вот как все тут
взаимосвязано и переплетено!
Удивительное явление
древнего искусства здешних мест — так называемый «пермский звериный стиль».
Возникновение его относят к первому веку нашей эры, а период расцвета к
шестому-восьмому веку.
|