Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Ученые утверждают, что эти удивительные по свое­образию, по тонкости отделки «таинственные» произ­ведения коми-пермяцкого искусства родились в вер­ховьях Камы в результате обширных экономических и культурных связей коми-пермяков не только со скифами, но и с другими южными народами.

После девятого века наладились связи и с Камской Болгарией (в устье Камы), а через нее с арабским миром. В обмен на пермяцкие меха появились металли­ческие сосуды, украшения византийского и средне­азиатского производства.

Ученый М. Талицкий, тот самый, именем которого названа древнейшая стоянка в Прикамье, писал о раз­личных кладах:


бывший директор окружного музея в Кудымкаре, и А. Верещагин, основатель и директор музея в Гайнах, увидели (в разное время и в разных деревнях) — ка­кие-то металлические сосуды, из которых бабки — хо­зяйки избы, где остановились оба краеведа, кормили кур. Когда сосуды помыли и поскребли, блеснуло серебро, а затем стал виден и узор. К великой радости краеведов, это оказались старинные сасанидские блю­да. Одно из них подарено Ленинградскому Эрмитажу и хранится там, второе — гордость окружного музея в Кудымкаре.

Есть и такие ученые, которые утверждают, что произведения коми-пермяцкого искусства самобытны и существовали они давным-давно. Но в связи с этим сначала надо сказать о Биармии. Вопрос о Биармии — один из тех, по поводу которых среди ученых уже давно идут споры, так же как и о легендарной Атлан­тиде. Существовала ли Биармия или это фантазия, плод досужего воображения скандинавских викингов? Если же она все же существовала, то какой район надо к ней отнести и какой народ там жил?

О Биармии говорил Ломоносов.

Вот на что ссылаются те, кто верит в Биармию.

В девятом веке скандинавский житель Отер, совре­менник Альфреда Великого, совершил путешествие по Северной Двине и первый упомянул о Биармии. С его слов историю эту записал, сам Альфред Великий:

«Тут увидел он огромную реку, которая далеко про­никла в глубь страны. У устьев ее он остановился и не решался войти в реку из страха перед жителями, так как земля по другую сторону реки имела многочислен­ное население».

Отер заметил, что местные жители — не славяне, а говорят они на одном языке с финнами. В то время не только Отер добирался до Биармии. Туда совершали походы многие скандинавские авантю­ристы-завоеватели — Эрих Кровавая Секира, Торрер Собака и другие. В скандинавской саге говорится, что на одном из биармийских идолов «одежда была дороже трех кораблей, наполненных богатейшим грузом, пла­вающих по греческому морю».

: И здесь и в других источниках речь идет о леген­дарной Золотой Бате, богине-истукане, существование которой связывали с разными уральскими и сибирски­ми народами и особенно с народом коми. Этот истукан в скандинавских сагах называли Иомала — так же име­новался и бог финнов.

Слово «Биармия» сближают со словами «Перемь», «Пермь», считают, что «пер» это — наименование одно­го из племен — предков коми-пермяков. А «емь» — другое племя, некогда заселявшее Нижнюю Вычегду и близкое по языку западным финнам. Нынешнее население деревень по рекам Выми, Удоре и Ижме антропологически ближе к типу балтийского круга, характерному для северозападной Европы. А язык на­селения Вычегды имеет много сходных черт с языками западных финнов.

Вот как все тут взаимосвязано и переплетено!

Удивительное явление древнего искусства здешних мест — так называемый «пермский звериный стиль». Возникновение его относят к первому веку нашей эры, а период расцвета к шестому-восьмому веку.

1[2]3