Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Есть и такие сведения, что в VI веке до нашей эры на Каму (а может, и Вятку) добрался смелый путешест­венник Аристей из античной Греции. Он написал поэму «Аримаспея». О ней упоминает древнегреческий исто­рик Геродот. Аристей рассказывает о том, как побывал в стране исседонов и местные жители поведали ему, что за ними живут «одноглазые аримаспы», а еще дальше к северу «стерегущие золото грифы» и, наконец, «гипер­бореи, простирающиеся до моря».

Об аримаспах говорил в «Прикованном Прометее» и древнегреческий поэт и драматург Эсхил.

Упоминаемые античными авторами народы казались одним ученым только плодом поэтической фантазии, другие же попытались проверить сведения, расшиф­ровать названия и пришли к поразительным выводам. Они согласились с Геродотом, что «перья, падающие с неба» в стране аримаспов,— не что иное, как снег. На­звания, примененные Геродотом-, можно встретить и сейчас в языке коми в смысле «человек», «народ», «лю­ди». «Одноглазые аримаспы», если проследить проис­хождение слов по языковым закономерностям,— это скифское название северного народа коми. Точно так же греческие «аргиппаи» это — нынешние вогулы, со­седи коми-пермяков.

Геродот утверждал, говоря о народах севера, что «раньше аргиппаев пребывает маленькое скифское племя, восставшее против царских скифов и пересе­лившееся в эти части». А ученые делают предположе­ние, что племя это переселилось на место коми-зырян,

 

 

оттесненных «более не то к Западу, не то к Северу» то есть переселилось в район Верхней Камы или Иньвы  А это как мы знаем, районы, заселенные коми-пермяками Даже  слово   «коми»,  как  утверждают   некоторые ученые, скифского происхождения. Согласно этой точ­ке зрения, от той же основы и название реки Камы и у центра округа — Кудымкара. Некогда в верховьях Ка­мы появилось с юга более культурное племя и распро­странило свое влияние на местное население   Это до­казывается опять-таки  на   основании  происхождения и образования слов коми-пермяцкого языка и предме­тов   обнаруженных   при  археологических   раскопках А предметы, извлеченные из земли, после того как они пролежали там тысячелетия, поистине изумительны Несколько  лет   тому  назад  один  добрый  друг из чердыни, зная мою давнюю любовь к народному деко­ративному искусству, прислал мне небольшое бронзо­вое украшение: слитые вместе конские головы с шестью бронзовыми   же   цепочками.   Это   были   знаменитые «шумящие подвески», которыми женщины в верховьях Камы и Вычегды украшали себя в девятом и десятом веках. Подобных предметов на севере в районе Чер-дыни,   Гайн,   Большой  Кош,   то   есть  на  территории нынешнего  Коми-Пермяцкого  округа,  находят много Лучшие   образцы   хранятся   в   Эрмитаже,   в   музеях Перми, Чердыни, Кудымкара, Гайн и других городов «Шумящим подвескам»

Подвески — одно из древних чудес ювелирного ис­кусства нашего севера. Их называют еще «камские или чудские, древности». Чудские потому, что народы о которых упоминал еще Геродот, русские люди средневековья,   именовали   подвески   «чудными», или

просто «чудь». Профессор Казанского университета И. Н. Смирнов писал о подвесках в конце прошлого века:

«Группа медных предметов, составляющая самое таинственное во всем чудском наследстве. В эту... группу входят: изображения животных и птиц, пестрая масса предметов, которые обозначаются неопределен­ным именем подвесок».

[1]23