
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Есть и такие сведения, что
в VI веке
до нашей эры на Каму (а может, и Вятку) добрался смелый путешественник Аристей
из античной Греции. Он написал поэму «Аримаспея». О ней упоминает
древнегреческий историк Геродот. Аристей рассказывает о том, как побывал в
стране исседонов и местные жители поведали ему, что за ними живут «одноглазые
аримаспы», а еще дальше к северу «стерегущие золото грифы» и, наконец, «гипербореи,
простирающиеся до моря».
Об аримаспах говорил в
«Прикованном Прометее» и древнегреческий поэт и
драматург Эсхил.
Упоминаемые античными
авторами народы казались одним ученым только плодом поэтической фантазии,
другие же попытались проверить сведения, расшифровать названия и пришли к
поразительным выводам. Они согласились с Геродотом, что «перья, падающие с
неба» в стране аримаспов,— не что иное, как снег. Названия, примененные
Геродотом-, можно встретить и сейчас в языке коми в смысле
«человек», «народ», «люди». «Одноглазые аримаспы», если проследить происхождение
слов по языковым закономерностям,— это скифское название северного народа коми.
Точно так же греческие «аргиппаи» это — нынешние вогулы, соседи коми-пермяков.
Геродот утверждал, говоря
о народах севера, что «раньше аргиппаев пребывает маленькое скифское племя,
восставшее против царских скифов и переселившееся в эти части». А ученые
делают предположение, что племя это переселилось на место коми-зырян,
оттесненных «более не то к
Западу, не то к Северу» то есть переселилось в район Верхней Камы
или Иньвы А это как мы знаем, районы, заселенные
коми-пермяками Даже слово «коми», как
утверждают некоторые ученые, скифского происхождения. Согласно этой
точке зрения, от той же основы и название реки Камы и у центра округа —
Кудымкара. Некогда в верховьях Камы появилось с юга более культурное племя и
распространило свое влияние на местное население
Это доказывается опять-таки на основании
происхождения и образования слов коми-пермяцкого языка и предметов
обнаруженных при археологических раскопках А
предметы, извлеченные из земли, после того как они пролежали там тысячелетия,
поистине изумительны Несколько лет тому назад
один добрый друг из чердыни, зная мою давнюю любовь к народному
декоративному искусству, прислал мне небольшое бронзовое украшение: слитые
вместе конские головы с шестью бронзовыми же
цепочками. Это были знаменитые «шумящие
подвески», которыми женщины в верховьях Камы и Вычегды украшали себя в девятом
и десятом веках. Подобных предметов на севере в районе Чер-дыни,
Гайн, Большой Кош, то есть
на территории нынешнего Коми-Пермяцкого округа, находят много Лучшие образцы хранятся
в Эрмитаже, в музеях Перми, Чердыни,
Кудымкара, Гайн и других городов «Шумящим подвескам»
Подвески — одно из древних
чудес ювелирного искусства нашего севера. Их называют еще «камские или
чудские, древности». Чудские потому, что народы о
которых упоминал еще Геродот, русские люди средневековья,
именовали подвески «чудными», или
просто «чудь». Профессор
Казанского университета И. Н. Смирнов писал о подвесках в конце прошлого века:
«Группа медных предметов,
составляющая самое таинственное во всем чудском наследстве.
В эту... группу входят: изображения животных и птиц, пестрая масса предметов,
которые обозначаются неопределенным именем подвесок».
|