Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ О ТОМ ПОЛЕ, ГДЕ КОГДА-ТО НОЧЬЮ ПАХАЛИ  НА  КОРОВАХ

будет дан концерт и пригла­сили на него всех желающих. Деминцы не заставили себя долго просить, и пришло много народа, особенно молодежи: всего до сотни человек.

Маргарита Николаевна первым делом поздравила победителя в сегодняшнем соревновании пахарей-трак­тористов, затем прочитала стихи коми-пермяцких поэ­тов Николая Попова и Степана Караваева.

Потом появились четыре песенницы (все те же му­зейные работники). Теперь они предстали в красивых старинных коми-пермяцких костюмах, взятых из музей­ных фондов,— вышитых кофтах, кустарных темно-синих «дубасах» (сарафанах) из местной набойки, кокошниках, перепоясались домоткаными гарусными узорными поясами. Перед собой поставили светец для лучины, прялку-кореннушку. Одна из певиц сучила нитки, другая плела лапти,— создавалось полное впе­чатление старинных посиделок.

Грустную коми-пермяцкую песню запевала Марга­рита Николаевна:

Деревенской я родилась,

Выросла среди черного леса,

На мне грубая холщовая рубаха,

Лапти износила, на свои ноги встав.

Шестилетней пошла в няньки,

Ребенок не спит, и я, плача, качаю зыбку,

Мать придет, прутом отстегает...


Внимательно слушали старики и старухи — ведь они хорошо знали и эту песню и помнили, как это все было на самом деле.

«Музейщики» исполняли и новые песни,: слова кото­рых написал здешний уроженец Михаил Дмитриевич ьавилин, член Союза писателей и редактор местного издательства.

Втроем танцевали популярный в народе «ленок» под аккомпанемент балалайки.

А когда кончился концерт, Маргарита Николаевна обратилась к зрителям:

— Мы из музея. Напомнили вам о старине, пропели старые песни, сплясали народный «ленок»; Видите-перед вами светец для лучины, прялка-кореннушка 1акие вещи мы и приехали собирать. До вашего села побывали в Юксееве, Пелыме, Лобозеве (откуда родом победитель сегодняшнего соревнования пахарей), Боль­шой Коче и других деревнях. Нам для музея несли такие же прялки и светцы, гарусные пояса и синие «дубасы», деревянные солоницы-утушки и многое- дру­гое. Надеемся, что и вы также принесете для окруж­ного музея вещи старого коми-пермяцкого быта

И деминцы принесли музейной, бригаде солонины
прялки и туеса.
           А «музейщицы» довольны: никогда их экспедиции раньше не собирали такого урожая экспонатов. А как придумали устраивать концерты в старых нарядах — люди несут все, что лежало на чердаках и полках и о чем, казалось бы, давным-давно забыли хозяева

Вот в чем был «метод» Маргариты Николаевны Распоповои и ее трех подруг.

Конечно, не мог я через сорок лет, попав в Демино не поинтересоваться культурой деревни. Не скрою при   первых   же   моих   вопросах   так   разговорились

деминцы, такую развели критику и самокритику насчет школы, что только держись. И коль скоро я обещал вам, дорогой читатель, не кривить душой и не утаивать правды, поведаю все, как было.

Школой недовольны ни жители, ни учителя — вое считают, что два учителя на три хотя и небольших деревни — Демино, Запольцево и Никифорово — это мало. Правда, до революции здесь была двухклассная школа, а сейчас четырехклассная, но все равно: мог­ло бы и здание быть попросторнее и учителей по­больше.

1[2]3