40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
О ТОМ
ПОЛЕ, ГДЕ КОГДА-ТО НОЧЬЮ ПАХАЛИ НА КОРОВАХ
будет дан концерт и пригласили
на него всех желающих. Деминцы не заставили себя долго просить, и пришло много
народа, особенно молодежи: всего до сотни человек.
Маргарита Николаевна
первым делом поздравила победителя в сегодняшнем соревновании пахарей-трактористов,
затем прочитала стихи коми-пермяцких поэтов Николая Попова и Степана
Караваева.
Потом появились четыре
песенницы (все те же музейные работники). Теперь они предстали в красивых
старинных коми-пермяцких костюмах, взятых из музейных фондов,— вышитых кофтах,
кустарных темно-синих «дубасах» (сарафанах) из местной набойки, кокошниках,
перепоясались домоткаными гарусными узорными поясами. Перед собой поставили
светец для лучины, прялку-кореннушку. Одна из певиц сучила нитки, другая плела
лапти,— создавалось полное впечатление старинных посиделок.
Грустную коми-пермяцкую
песню запевала Маргарита Николаевна:
Деревенской я родилась,
Выросла среди черного
леса,
На мне грубая холщовая
рубаха,
Лапти износила, на свои
ноги встав.
Шестилетней пошла в
няньки,
Ребенок не спит, и я,
плача, качаю зыбку,
Мать придет, прутом
отстегает...
Внимательно слушали
старики и старухи — ведь они хорошо знали и эту песню и помнили, как это все
было на самом деле.
«Музейщики» исполняли и
новые песни,: слова которых написал здешний уроженец
Михаил Дмитриевич ьавилин, член Союза писателей и редактор местного
издательства.
Втроем танцевали
популярный в народе «ленок» под аккомпанемент балалайки.
А когда кончился концерт,
Маргарита Николаевна обратилась к зрителям:
— Мы из музея. Напомнили
вам о старине, пропели старые песни, сплясали народный «ленок»; Видите-перед вами светец для лучины, прялка-кореннушка 1акие
вещи мы и приехали собирать. До вашего села побывали в Юксееве, Пелыме,
Лобозеве (откуда родом победитель сегодняшнего соревнования пахарей), Большой
Коче и других деревнях. Нам для музея несли такие же прялки и светцы, гарусные
пояса и синие «дубасы», деревянные солоницы-утушки и многое- другое. Надеемся,
что и вы также принесете для окружного музея вещи старого коми-пермяцкого быта
И деминцы принесли музейной,
бригаде солонины
прялки и туеса.
А «музейщицы» довольны: никогда их
экспедиции раньше не собирали такого урожая экспонатов. А как придумали
устраивать концерты в старых нарядах — люди несут все, что лежало на чердаках и
полках и о чем, казалось бы, давным-давно забыли хозяева
Вот в чем был «метод»
Маргариты Николаевны Распоповои и ее трех подруг.
Конечно, не мог я через
сорок лет, попав в Демино не поинтересоваться культурой деревни. Не скрою при первых же
моих вопросах так разговорились
деминцы, такую развели
критику и самокритику насчет школы, что только держись. И коль скоро я обещал
вам, дорогой читатель, не кривить душой и не утаивать правды, поведаю все, как
было.
Школой недовольны ни
жители, ни учителя — вое считают, что два учителя на
три хотя и небольших деревни — Демино, Запольцево и Никифорово — это мало.
Правда, до революции здесь была двухклассная школа, а сейчас четырехклассная,
но все равно: могло бы и здание быть попросторнее и
учителей побольше.
|