Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ВТОРОЙ ОТРЫВОК ИЗ ОЧЕРКА СОРОКАЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ
В 1929 году в Мысах, а тем
более в Верх-Лупье, было мало героического. Разве только стремление вести
борьбу со старым и темным.
Вот, что я писал, тогда,
сорок лет назад, о Мысах и Верх-Лупье:
«Глушь. Отступающая
старина. Последние уголки, где еще давит мглистая тяжесть нелепых суеверий,
отсталых дикарских обычаев.
После
Свердловска, с трамваем, громадной стройкой домов-коммун, дворцов
промышленности и заводов, после стукота железной дороги и маленькой станции
Менделеево (...«поезд стоит одну минуту, сходите, граждане, быстрее»), после
107 километров снежного пути от Кудымкара, центра Коми-Пермяцкого округа, после
двухсот километров на лошадях, минуя Юрлу, Кочево, Гайны,— все на север и на
север,— в глушь страшную, преодолимую только теперь, по мелкому снегу,— забраться в Лупьинский Мыс!
Здесь народу «чужого», не
мысовского, не лупьев-ского,— сейчас много: легко проехать. И Мыс и Верх-Лупью
сдавили со всех сторон топкие болота. Летом сквозь косматую, спутанную заросль
ельника и лиственниц, минуя опасные трясины, местные жители пробираются сюда
пешком. На первобытных плотиках и долбленых осиновых лодках, отталкиваясь
шестами, с трудом находят водный путь. Восьмидесятиверстный, Он изматывает вконец, й пользуются им необычайно редко.
Запасаются всем, что нужно, зимой, по мелкому снегу, а все остальное время года
сидят в плену болот. Обособленности этой помогают частые дожди. Тогда
уже при всем желании никак нельзя ни пройти, ни
проехать.
Мыс и Верх-Лупья — это
своеобразные острова. Они сжаты болотами и непроходимыми лесами, заключены в
тесное кольцо. Ездить некуда. Поля близко. Посевов мало. Отсюда необычайнейшее
явление: телег в Мысах нет совсем. Хлеб в снопах, лен и еще кое-что возят на
волокушах.
Не одна тысяча лет прошла
с тех пор, как человек заставил лошадь служить себе. Вначале ее силу использовали
нехитро. Первобытная телега — это два очищенных дерева с рогулями из корней,
рогули связывались лозой или лыком и скреплялись палкой-перекладиной. На
немудром этом «экипаже» возили убитых зверей и хлеб.
Корневища волочились по
земле и кое-как поклажа доставлялась к дому. Это
было...
Но это есть и сейчас.
Волокуша — самая настоящая волокуша — в Верх-Лупье и Мысах единственный способ
доставить хлеб или лен с полей. Ни одной телеги вы здесь не увидите.
— Зачем? — спокойно
заметил мне один пермяк.— Зачем нам телега? Дорог-то ведь нет...
Одна окольная дорога была
когда-то давно, но ездили по ней мысовцы, приученные
к одиночеству, мало. Дорога заросла бурьяном, мосты провалились, и опять
болотная топь оцепила эти села.
У каждой избы в Мысах
сельхозорудия зимуют под открытым небом: тут соха с самодельным
лемехом-угольником, борона с полуаршинной щетиной зубьев —
В прошлом году на окружную
конференцию комсомола приехал верх-лупьинский делегат. Грива буйно растущих,
давно не стриженных волос закрывала ему глаза. Были у
него не ногти, а заскорузлые костяшки. Кудымкарские комсомольцы решили привести
его в культурный вид и коллективно повели в парикмахерскую. Парень пошел. Но
едва он увидел в зеркале изображение свое и людей, как кинулся бежать вон.
Насилу его уговорили вернуться.
Зеркало и сейчас едва ли
меньшая редкость, чем год назад.
В Мысах единственная
обладательница зеркала — ворожея Митеиха. Она, как может, извлекает доход из
него. Безработицы ей пока опасаться нечего: народ здесь любит гаданье и верит
ворожее. При всяком несчастье бабы и даже бородатые мужики с поклоном идут к
Митеихе.
— Погадай, Марья
Васильевна.
|