
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ВТОРОЙ ОТРЫВОК ИЗ ОЧЕРКА СОРОКАЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ
Если слова ворожеи оправдаются,
ей несут всякого добра: хлеба, холста, масла. А если обманет — ругают и клянут
на чем свет стоит, не стесняясь и ее присутствием. И подарки
и ругань Матеиха принимает как заслуженное. Не благодарит, не обижается: это в
порядке вещей.
Большим почетом пользуются
цыгане. В эти места, так редко посещаемые агрономом и культурником, цыганские таборы
находят дорогу. Доход им здесь
обеспечен. Крестьяне в прошлом году последний хлеб отдавали, только бы
послушать, что скажут цыгане. Пуд белой муки отдал Иван Кирилыч Златин. За несколько слов о
«бубновой даме» и «казенном доме» Николай Кирилыч Златин мешок овса цыгану
вынес. Охотники (а здесь каждый
промышляет) крепко верят в приметы. Они серьезно рассказывают о
заговоренных ружьях, которые не
стреляют, о заговоренной охоте, во время которой белка двоится в глазах охотника,
о заговоренных собаках, теряющих след. Эти заговоры не опасны только тем, кто
знает травы «от злых слов».
История с зеркалом и
комсомольцем не анекдот, а факт, и он в известной степени характеризует молодежь
в Мысах.
, Делать ребятам и
девушкам нечего: избы-читальни в Мысах нет, культурной работы не ведется, школа
ликбеза, как говорится, дышит на ладан. Раз в год приезжает кинопередвижка, и
это все.
Перед отъездом мне
хотелось сделать несколько снимков — дать картинки глухого угла пермяцкого
округа.
Молодая женщина в
кокошнике, расшитом белым бисером и белыми пуговицами, в клетчатом домотканом
платке шла по улице деревни. Я вынул фотоаппарат:
—
Постойте. Одну минуту.
Но женщина, увидев
аппарат, закрыла лицо платком, не оглядываясь, быстро повернула назад и побежала
от меня. Шагах в 40 она, завернув за крыльцо дома,
из-за столба стала наблюдать за мной.
Любопытство взяло все-таки
верх над страхом.
Около другой избы играло
двое ребят. Я подошел, чтобы их снять. Но аппарат произвел то же действие: один
из ребят кинулся с ревом бежать, а другой, сообразивший, видно, позже, что
следует бежать,— остался на месте. Это был мальчик лет 5—6. Я присел на колено
и навел аппарат. Вдруг в окно застучали. Смотрю: старуха в кокошнике машет
руками и кричит:
—
Оз ков, оз ков... Что делаешь?!.
Но я уже снял ревущего вовсю мальчика.
Это было утром. А к
вечеру, перед самым отъездом, в избу, где я остановился, набилось около двух
десятков пермяков. Сначала я не мог понять, в чем дело. Почему вдруг именно
сейчас я так заинтересовал их. Скоро все выяснилось. Как только я сказал, что
уезжаю, в группе, столпившейся у дверей, зашептались, а потом один паренек
выступил «делегатом»: — Сними... карточкой...
С сожалением отходили,
узнав, что поздно, темно и снимать нельзя.
Мысы и Верх-Лупья —
северная глушь. Но уже пробивается новое и в этих
глухих углах. В Лупью около года тому назад случайно забрались двое районных
работников. Они рассказали о том, как живут и работают крестьяне колхоза в их
крае.
Лупьинцы послушали, послушали
и решили организовать колхоз у себя. Уставов не было — выдумали сами,
Записалось 16 хозяйств, в большинстве бедняцких. Назвали колхоз «Югыт-Туй»
(«Светлый путь»).
Но уже с первых дней
поняли колхозники, что колхоз их будет знаменем борьбы. Так и вышло. Кулаки с
первого же дня повели на колхоз наступление. Нападали с ножами на
руководителей, ломали колхозные изгороди, агитировали. Не помогло. Тогда
подговорили трех середняков-колхозников и через них стали разваливать колхоз
изнутри. Но и тут дело не выгорело.
|