
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ОБ ИЛЬЕ-ПРОРОКЕ.
По-моему, у этой истории,
в изложении академика Лепехина, нет иных достоинств, кроме того, что она
первая. И рассказано сухо: вот, мол, был сильный пермяк, ему царь за это
подарил сети, а потом именем силача стали называть весь народ. Факты
неинтересные и их мало, выводы произвольные, а главное, безвозвратно исчезла
вся поэтическая прелесть народного предания, в котором реальные события
естественно уживаются со сказочностью, а образ героя — не просто силача, а
народного заступника — рождает добрые
к нему чувства: любовь, уважение, желание следовать благородному
примеру. Многие пробовали
потом после Лепехина записывать легенду о Пере-богатыре, иногда
просто выполняя обязанности стенографистки, а порой сочиняя на народной основе
и стилизуя свои варианты. Что же сохранилось в коми-пермяцком народе о богатыре
Пере?
Там, где теперь остались
только следы от землянок старой деревни Мод-Горт, жили два брата-богатыря Перя
и Мизя. Это меж деревнями Верх-Лупья и Мысы. Еще недавно были люди, которые
могли пересчитать их род — и деда и прадеда знали. Как и все здешние жители,
кормились Перя и Мизя тем, что рыбу ловили да охотились — из лука стреляли
куниц, белок и разную дичь. И на медведя и на лосей хаживали. Сестра их жила
далеко на севере у студеного моря.
Перя с Мизей не зря слыли
богатырями: стопудовые камни легко бросали. Один такой камень и сейчас посреди
реки Лупьи лежит. Перя часовню в Верх-Лупье за угол мог поднять. Над ним
проезжие люди посмеялись, так он взял двадцатипятипудовые сани, да и закинул
на амбар. Когда насмешники смирились, он сжалился и снял сани. Лапти у Пери —
в аршин, сам их плел, а лыжи еловые — в три сажени. Будто бы и сейчас эти лыжи
в Пермском музее хранятся в подвале, но не всем их показывают. Встретился Пере медведь и дорогу не уступил. Перя зверя одной рукой
схватил, а другой ему все когти вырвал. Оленя или лося на плече домой
приносил. А если у кого из чудского народа беда— Перя
всегда помогал: заступником его люди считали.
И жил в пермских лесах
леший Висел. Много он людям горя приносил. То в лесу
деревья с корнем по-вырывает и на людей бросит, то ветром обернется, завертит
прохожего, три дня с собой в тучах протаскает, а то с ног собьет, искалечит
или унесет к себе в чащу, заставит работать, да так, что за пять лет
состаришься. Сколько людей в лесу с тропы сбивал — в болото затягивал! Мало кто
от Висела спасался: один надоумился нож в вихорь
бросить, другой вовремя отвернуть левую полу у армяка да стельку из сапога на
землю бросить,— этого леший терпеть не может, старается сразу поглуше в чащу
забраться.
Деревенские старались подкупить
лешака — пироги да дичину ему в лес таскали, яйца от ворон, галок и другой
черной птицы — это у Висела первое лакомство. Но лешака так и не удалось умилостивить.
Тогда пришли люди к Пере-богатырю и говорят:
—-Помоги!
Перя встал на свои
трехсаженные еловые лыжи,
Долго ждал Перя, до
самого заката. Но вот почуял—северным холодным ветром
потянуло. Потом увидел.^ шагает лесной хозяин — ростом выше самой
могучей сосны, на безбровом лице злые глаза горят Приметил
Перю, закричал:
—
Прочь с дороги, человек!
От его страшного крика с
сосен хвоя посыпалась земля затряслась. А Перя
отвечает:
—
Никуда я не уйду. Тут спать буду!
Леший говорит:
Тогда давай силой
мериться. Кто победит тот и в лесу хозяин.
|