
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ОБ ИЛЬЕ-ПРОРОКЕ.
От Мысов до Верх-Лупьи почти
напрямую по снегу километров восемнадцать. И все-таки ехали мы часа три: дорога
ведь не накатанная.
Удивительное дело, думал
я. Раньше, до революции, перенесение иконы Ильи-пророка от Верх-Лупьи в Тайны
считалось первостепенным для этих мест торжеством. Тысячи крестьян принимали
участие в крестном ходе. И в то же время про того же самого Илью-пророка те же
самые коми-пермяцкие мужики сложили и передавали из поколения в поколение
легенду, где не столько уважения к святым, сколько насмешки над ними. Да и
главным действующим лицом стал не навязанный христианский господь, а свой
народный языческий бог.
Собрались как-то пророки в
избе попировать. Наварили томленки, пьют. Все толстые, дородные, как раскормленные
коровы, один только Илья-пророк худой. Стали жирные пророки над ним смеяться:
— Эх ты, Илья, Илья, какой
ты пророк,— высох, как щепка, силы в тебе нет, ни чуда не сотворишь, ни страху
на людей не напустишь. Тебе бы тараканом по стене ползать, а не с нами,
пророками, за одним столом сидеть.
Горько стало Илье, вышел
он из избы и стал молиться великому богу Ену:
Ты меня любишь, Ен, а
соседи-пророки обижают, говорят, что у меня ни виду, ни силы. Если не дал ты
мне красоты и дородства, так сделай меня хотя бы страшным.
Бог Ен услышал Илью и
протянул ему кремень и
огниво:
—
Вот тебе то, что ты просишь.
Илья ударил кресалом о
камень. Как загремит гром, как сверкнет молния,—даже
самому страшно стало.
Пророки из избы выскочили,
на землю попадали. А потом и говорят Илье:
—
Тебя, Илья, видно, Ен любит, коли он тебе такую
силу дал. Будь же ты у нас главным.
С тех пор Илья-пророк
гремит на небе на страх чер
тям и грешным людям.
Уж если речь зашла про
коми-пермяцкий фольклор, то теперь самое время рассказать о легендарном
Перебогатыре. Не только самое время, но и самое место: ведь именно здесь, на Лупье,
родина этого героя, так же как у русского Ильи-Муромца отчий дом стоял в
селе
Ка В1?рв°ыелитературное
известие о Пере промелькнуло в «Дневных записках путешествия Ивана Лепехина по
разным провинциям Российского государства в 1//1 году» изданных этим академиком
в Петербурге в 1780 году. Сообщалось, что Иван Грозный выдал одному пермяку
грамоту на владение «дачами» —то есть лесами и
землями на Каме.
«Грамота сия дана одному
из Чуди, жившему на Каме верстах в 50 от того места, где ныне стоит село Гайны Сей чюденин, по их уверениям, оыл отменный силач который
узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и
снабдил всем нужным. Торгаш, возвращаясь в Москву Многим рассказал об
отменной силе чюденина и слух дошел /о
самого царя. Сказуемая отменная его сила возбудила любопытство Государево, и
он призван был ГмосквуГгде в награждение ему дана была
грамота
за Государевою рукою на
известной земле округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять. К сему прибавляют, что в знак
государевой милости даны ему были и шелковые сети. Сей батырек назвался Перя;
из чего кажется заключить можно, что по крайней мере его
семейство называлось Перяки; и после оно перешло и к его соседям, а по времени
для удобнейшего выговора из Перяков произошли Пермяки».
|