
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ОДИННАДЦАТАЯ
ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ
КОМСОМОЛЕЦ И МОЛОДОЙ
ДИРЕКТОР
МУЗЕЯ
С ладонь
шириной и в два метра длиной, они представляли собой изумительные произведения
народного искусства, где традиционные, свойственные только коми-пермякам
узоры выткакы с большим художественным вкусом. Чуть ли не каждая женщина в
любой деревне могла ткать эти пояса; основа их — лен, а уток — шерстяные
гарусные нити.
В Гайнском народном музее
свыше пятидесяти таких поясов, кушаков и опоясок — богатейший материал для
исследования местного декоративного искусства.
Вот какой своеобразный
«филиал» Эрмитажа обнаружил я в 1968 году в коми-пермяцком поселке на берегу
Камы.
*
* *
Когда я написал эту главу,
решил все-таки поинтересоваться: а помнит ли сам Федя Мизев, бывший комсомолец
шестидесяти лет, о том, как он когда-то бежал при виде зеркала? Я написал
директору Гайнского музея Александру Ивановичу Верещагину и попросил при
случае узнать об этом у Мизева.
И вдруг получаю в ответ
гневное письмо с пробор-цией. Мизев-де такого случая не помнит и вообще
подобные разговоры о зеркале, ворожее и темноте народной похожи на анекдоты.
До революции это, верно, было, а в двадцать девятом году — ничего подобного. В
Мысы и Верх-Лупью ездила передвижная лавка потребкооперации, в ней на выбор
уйма каких угодно товаров.
В конце письма молодой
директор Гайнского музея давал мне дружеский совет не вплетать в свой рассказ
анекдотических и экзотических историй.
Задумался я. Как же так?
Собеседник Верещагина «застеснялся» прошлого, счел мои слова
чуть ли не поклепом. А я тогда сам был в Верх-Лупье, сам фотографировал
священную березу, курную избу, борону с деревянными зубьями, видел этого
секретаря, слышал, как соседи над ним посмеивались. Себя-то не обвинишь в
поклепе?!
И я опять написал
Верещагину, высказал предположение, что Мизев мог застесняться, а по рассказу
какого-нибудь одного человека вряд ли можно составить представление о том, что
было сорок лет назад. Напомнил, что возле Гайны существует целый поселок
переселенцев из Верх-Лупки—вот с ними,— особенно стариками,— поговорить, другое
дело. И с легкой обидой добавил, что себе-то я не могу не верить.
Верещагин ответил. Лучше
всего будет, если я просто приведу выдержки из этого письма.
«Да, вы правы: с чужих
слов не сразу поймешь и много нужно опросить людей, чтобы истина взяла свое
законное место. Есть в наших Гайнах уголок «Лупьинский
поселок». Все, кто живет там на улице Калинина,—
переселенцы из Верх-Лупьи и Мысов. И все говорят: жили бедно, дико. Кузьма
Артемьевич Мизев сам напишет вам, я его тормошу каждый день. Он рассказывает,
что в 1930 году из Верх-Лупьи в Гайны пришел крестьянин-охотник. Идет по улице,
а навстречу легковая машина. Крестьянин перепугался, побежал в переулок,
кричит: «На меня телега без коня! На меня телега без коня!» В машине ехал
секретарь окружкома партии. Ему со смехом рассказали о верх-лупьинце. Секретарь
покачал головой и укорил: «Над этим смеяться не надо!» Попросил найти
охотника, но того уже и след простыл.
Кузьма Артемьевич знал
того верх-лупьинца, это — Иван Ефимович Мизев. Умер он в родной деревне, так и
не увидев трактора,— легковая машина была единственная машина, которую он в
жизни встретил. Когда в поселке Керос на лесоразработках появился первый
трактор, так люди из дальних деревень приходили на него смотреть».
Александр Иванович
Верещагин привел в письме выдержки из статьи в «Ученых записках
Пермского университета» о том, что в конце
двадцатых годов в округе «основным орудием
сельскохозяйственного производства являлась соха».
Кончалось письмо из Гайн
самокритически: «Первое мое письмо — со слов одного человека, которому
поверил. А позже опросил 10—15 верх-лупьин-цев. Лавка с товарами приезжала, но
только в Гайны, а не в Мысы, и не в Верх-Лупью. И про зеркало теперь молчу».
|