
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
О ЗОЛОТОМ
ЧЕЛОВЕКЕ, ВАСИЛИИ СЕМЕНОВИЧЕ ОСОКИНЕ
церкви на чердаке нашли морды. А церковь изрезали
на дрова. И зря. Деревянная, лемехом крытая. Эту ста
рину хранить надо. Я и в Перми был, кои красивые
церкви стояли, как бабушки, а теперь их нет. Что на
делали? !
Он помолчал, пожевал
губами и продолжал:
—
Из нашего монастыря чернецы не добром ушли,
их разогнали еще в древности. Время трудное было,
приходилось и про половцев думать, они часто при
ходили. На Ржаных озерах шайка пряталась, разбоем
жили, погостят и уходят восвояси. Монахи в леса
и ушли. А я все хожу, где старая церковь стояла. Если
там покопать, то клад найдешь.
Странное, как я помню, это
было гостеванье, состоящее из застолья и обрывочных разговоров. Даже если бы
молодой Лихачев не предупреждал меня, что старик Осокин — мужчина серьезный и
шутить с ним не надо, я бы все равно отнесся к нему с полным уважением и
интересом. И не только из-за того, что он — передовой, работящий и добрый человек,
но и за его народную мудрость. Нет-нет, да и встретишь такого деревенского
философа и учителя в лучшем смысле этого слова. Он знает, как надо жить «по
справедливости», как помогать друг другу, как хранить красоту, созданную
предками, может рассказать легенды, в которых будут крупинки подлинной истории
и опять же народной мудрости. Не трус и не ловчило, он зло отругает за
глупость и своеволие, но если бесполезно лезть
юлом, он схитрит,
прикинется простачком, начнет трясти головой: «Ах, не слышу». Он сразу войдет
в колхоз, потому что до того жил голым и голодным, а хотел жить
по-человечески; он знает, что укрепить колхоз может только труд и честно будет
работать, несмотря на то что вокруг окажется немало
лентяев.
Пила и Сысойка были не
такие. Они не могли поднять головы. Дедушка Осокин смог. В 1929 году он был
молод, но светлую юность души сохранил и через сорок лет. Честь ему и хвала!
Председатель проводил нас
до моторки. Теперь он рассказывал мне о своей жизни.
В тридцатых годах служил в
армии, а пришла в сорок первом большая война — опять пошел. Воевал на
Калининском и Третьем Белорусском командиром отделения
связи в артиллерийской части. Дошел до порта Пилау возле Кенигсберга, а
закончил войну на Дальнем Востоке. Прошел горы Большого и Малого Хингана,
безводные степи Монголии, служил в Порт-Артуре, а потом Желтым морем и Тихим
океаном приплыл во Владивосток.
Много у вас тут народа?
По сельсовету около
четырех тысяч человек. Это на протяжении 45 километров. Колхоз «Коммунар»
далеко не мощный: 31 хозяйство. Население стареет, а молодежь вся идет на
лесозаготовки: там повыгоднее, ведь хлеб здесь родится
знаете как. До войны еще были мужики, а война прошла, шепнула, и многих не
досчитались. В одной Куличе, маленькой деревушке, двадцать человек похоронили.
Из армии парень вернется и прямо на лесоучасток. Осталось четыре бородатых —
они и пашут. А на вторую смену нет людей. Пенсионеры сегодня помогают
работать, завтра слегли, так что их в расчет брать трудно. Значит, женщины и
допризывники. Катер нес нас обратно в Гайны по сумеречно суровой реке. В
памяти всплыли слова дедушки Осокина, деревенского философа:
— Сколь поработаешь, столь
и поешь, а сколь поешь, столь и поживешь.
Вроде бы и верно. А ведь
сам он, хотя работал справно, ел не всегда сытно. И если живет долго, то,
наверное, в награду за добрые дела.
|