
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
О ЗОЛОТОМ
ЧЕЛОВЕКЕ, ВАСИЛИИ СЕМЕНОВИЧЕ ОСОКИНЕ
Он пообещал нам:
—
Я потом еще про него расскажу. Золотой человек.
Осокин, увидев неожиданных гостей, заулыбался
и повел нас в избу,
приговаривая:
—
Хорошо, мужики...
Я пригляделся к нему. Крестьянин
и крестьянин, старик, но крепко сбитый, коренастый, этакий
кряжистый дуб. На нем сапоги, не видавшие ни ваксы, ни дегтя и побелевшие от
воды, темная суконная рубаха, подпоясанная ремнем, сделанным из шлеи, и большая
городская кепка. Давно небритый, Осокин не перестает улыбаться и говорит:
—
Мне ведь семьдесят семь. Я в царское-то время
шибко плохо жил, голый, босой ходил, на люди сты
дился показаться. А сейчас и одеться могу, а нет
интереса к нарядам.
Он обернулся к Лихачеву:
—
Я твоего отца помню, Евгений. Все в колхоз идти
нас агитировал. А с чего мы начинали? Солдатик, нет ли
у тебя сухарика,— не чего-нибудь. Наковальня с кри
вой головой, да ведь и бороний зуб, бывало, не из чего
сделать...
У него умерла жена,
Степавжда Николаевна, и он хозяйничал сам. Достал поллитровку, но не водки, а
ликера «Дружеского», нарезал хлеба, распластал на тарелке вяленого леща.
Хлопотал со снедью и говорил:
Хорошо, мужики. У меня
мужики редко бывают, иногда только заносит. И тут же сменил тему:
—
Раньше-то у меня успель была. Все мог делать.
Но я знал, что он и сейчас трудится.
Когда старик выходил за чем-нибудь из избы, пред
седатель рассказывал о нем:
—
Во время финской войны я с ним в кузнице
работал. Молотобойцем. День покуем, руки устанут,
а есть нечего. Он зовет: «Пойдем на старый Чутан». Это
озеро такое километров за десять. Там нужно при
готовить плашки для запора, раскопать ключ под сне
гом и подо льдом, закрыть, поставить морду. На другой
день отправляемся за рыбой. Приучал, одним словом,
работать.
Старик возвращался и
продолжал свое:
—
Раньше-то, сколько здесь было тетеревов! По
едешь со старухой по сена —одна из куста, другая,
так ведь и летят, летят. А теперь куда девались —
не знаю. Иной раз видишь: сидит тетерев один. И все.
Да еще как искать надо! Собаку посылаешь по
следу, за ней сам идешь. Чайки раньше засядут на
острове — тучи. Их-то никто не бьет, а нет их. Так иль
нет?
Уходил опять и тогда
говорил председатель:
—
Привезли к сельсовету круглые чурки — на дро
ва. Я думал, освободятся люди на стройке и в воскре
сенье наколют. А в понедельник утром встречаю дедуш
ку Осокина с топором.
«Далеко ли? — спрашиваю.
«К тебе. Дрова колоть для сельсовета». Я ему объясняю,
что уже накололи, а он мне: «Я в субботу видел, думал,
что им лежать?» Это такой мужик, что без дела сидеть
не может.
—
Павел вам рассказывал про историю? Село-то не
зря Монастырь называется. Стоял мужской монастырь,
а игумном у них был Варлаамий. Старые молились,
а молодые работали: морды из черемуховых прутьев
плели, рыбы-то сколько вокруг — рай земной. В старой
|