40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОМСОМОЛЬЦАМ
Мне было интересно, что же
скажет Василий Васильевич Климов. При встрече он мне показался человеком серьезным,
любящим свой народ, знающим его историю, толковым, талантливым литератором.
—Так как же с Кудым-Ошем?
Ведь, споры-то были?
— Да,—сказал
Василий Васильевич,—о Кудым-Оше много, даже очень много спорили и у нас в
округе и даже в стране. Спорили целое десятилетие — вот только сейчас
подутихли. Раньше я считал, что Д. И. Гусев прав и что А. Крутецкий просто
сочинил свои легенды, как-то у него все не по-народному, а чересчур торжественно,
стилизовано под финские руны и древнегреческие мифы. Ну а когда я стал
постарше — пришел к совершенно другому выводу. Мне самому удалось не только
услышать, но и записать более двадцати фрагментов этого предания, да еще
педагогический институт собрал не меньше. Понял я, почему Гусев й его сотруд- |>;
ники — студенты из
фольклорной экспедиции МГУ ни
разу не встретили
упоминаний о Кудым-оше: там, где
все они работали, на
севере округа, хорошо знают толь-
ко о Пере. А Кудым-Ош это — иньвеиокий богатырь,
его знают в Кудымкаре и
окрестностях. Притом преда-
ние о Кудым-Оше, как мне
думается, очень древнее,
потому успели его и
забыть: новые времена — новые
песни!
В свое время А. Крутецкий
увез из архивов Кудым-
карского музея все материалы о Кудым-Оше. Он пере
писывался с Гусевым, сообщал в издательство, что
сочинил легенду, а в музей писал несколько другое.
По слухам, музейные материалы о Кудым-Оше оказа
лись в Киеве.
—Я считаю, что написанное
Крутецким — не чис-
тый вымысел. Основа —
народная. |г;.
Василий Васильевич
передал мне собранные им и
сведенные воедино кусочки
легенды о Кудым-Оше.
И странное
дело: говоря о записях Крутецкого, он
употреблял
слово «стилизация». Желая подчеркнуть,
что его отношение к фольклору
другое, Климов называл свои записи «более земными и простыми». Но если
говорить откровенно, и у него не обошлось без стилизации то под русские былины
и песни, то под антику
|