
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОМСОМОЛЬЦАМ
В одном
из субботних номеров кудымкарской окружной газеты «По ленинскому пути» за 1968
год я прочитал небольшую статейку «В мире прекрасного». В ней всего шесть абзацев, написана она живо и
интересно, и я думаю, что читатель не посетует на меня, если я приведу ее
целиком.
«Накрахмаленные
юбочки-пачки протиснулись в узкие двери комнаты. И мигом со всех концов школы
сюда слетелись юные балерины. Ведь это первые пачки! Для первого в их жизни
концерта! Воздушные юбочки надели на девчонок. И куда-то пропала их
неуклюжесть. Они стоят радостные и легкие. Кажется, вот-вот балеринки встанут
на пуанты и полетят невесомые, как маленькие лебеди. А в классах
звучат
последние репетиционные
аккорды музыкантов. Все готово к отчетному концерту. Уже и публика на местах.
Полилась музыка. Глиэр,
Чайковский, Рахманинов, Глинка, Кабалевский. Маленькие руки высекают незатейливые
и сложные мелодии. Руки музыкантов, пускай маленьких, но старательных и любящих
ее, музыку. Мелодии поют о дальних странах и их чудесах, о вольном ветре и
алых парусах. Они разглаживают морщины на лицах матерей и бабушек.
Рояль, баян, скрипка,
виолончель... Концерт длится уже третий час. Третьеклассница Лена Ногина играет
«Камаринскую» из детского альбома Чайковского, играет сосредоточенно... После
нее выпускница Валя Кузьмина будет исполнять «Третий концерт» Кабалевского. А
закончат концерт наши знакомые из хореографического отделения. Это будет
показательный урок, «Полька» и «Пиццикато» Делиба.
Школа искусств работает в
городе первый год, и 157 ученикам тесно в ее стенах. Тесно и музыкантам, и
художникам, и балеринам: помещение — это проблема номер один. О ней говорит и
директор школы, и самый маленький ученик. А ведь это здорово, что у нас в округе
открылась такая школа — единственная в рес-публике!
Когда она наберет силу—будет у нас много своих
музыкантов, танцоров, художников. И наверное, тогда
можно будет в каждом районе открыть музыкальную школу. И сельские клубы не
будут жаловаться, что вся их работа стоит из-за отсутствия баянистов, и, быть
может, свой оркестр у нас будет... Пока это мечты. Но школа создана. Так нужно
ей помочь.
После концерта, когда
зрители, еще не переключившиеся в мир суеты, потихоньку ушли, ученики не
спешат. Юные балерины гадают, какие пачки привезут им из Перми и когда они,
наконец, получат первые пятерки (за первые шаги отличные оценки не ставятся). А
выпускницы Зоя Зуева и Валя Кузьмина разбирают сегодняшний концерт, ошибки и
удачи. Как же: они думают поступать нынче в музыкальное училище!
Где-то по улицам города
идут недавние маленькие зрители. Идут, чтобы третьего июня вернуться сюда на
экзамены».
Под статейкой подпись: В.
Тетюева.
И до этого и после я читал
в окружной газете статьи и корреспонденции Тетюевой — и о кино, и о театре, и о
комсомольской жизни. Мне понравилось, как автор пишет — не казенными,
надоевшими фразами, а непринужденно, естественно, искренне, будто разговаривает
с молодыми читателями. Может, это старая учительница, которая по роду своей профессии
и умудренная опытом может растолковывать, не поучая, словами рисовать
картины и тем заставлять
верить?
Я пошел в редакцию, чтобы
разузнать об авторе.
Спрашивать сразу счел неудобным
и потому заговорил с заместителем редактора Инессой Яковлевной Ходяшевой о том
|