Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОМСОМОЛЬЦАМ

В одном из субботних номеров кудымкарской окружной газеты «По ленинскому пути» за 1968 год я прочитал небольшую статейку «В мире прекрасного». В ней всего шесть абзацев, написана она живо и интересно, и я думаю, что читатель не посетует на меня, если я приведу ее целиком.

«Накрахмаленные юбочки-пачки протиснулись в уз­кие двери комнаты. И мигом со всех концов школы сюда слетелись юные балерины. Ведь это первые пач­ки! Для первого в их жизни концерта! Воздушные юбочки надели на девчонок. И куда-то пропала их неуклюжесть. Они стоят радостные и легкие. Кажется, вот-вот балеринки встанут на пуанты и полетят не­весомые,  как маленькие лебеди.  А в классах звучат

 

 


последние репетиционные аккорды музыкантов. Все готово к отчетному концерту. Уже и публика на ме­стах.

Полилась музыка. Глиэр, Чайковский, Рахманинов, Глинка, Кабалевский. Маленькие руки высекают не­затейливые и сложные мелодии. Руки музыкантов, пускай маленьких, но старательных и любящих ее, му­зыку. Мелодии поют о дальних странах и их чудесах, о вольном ветре и алых парусах. Они разглаживают морщины на лицах матерей и бабушек.

Рояль, баян, скрипка, виолончель... Концерт длится уже третий час. Третьеклассница Лена Ногина играет «Камаринскую» из детского альбома Чайковского, иг­рает сосредоточенно... После нее выпускница Валя Кузьмина будет исполнять «Третий концерт» Кабалев­ского. А закончат концерт наши знакомые из хореогра­фического отделения. Это будет показательный урок, «Полька» и «Пиццикато» Делиба.

Школа искусств работает в городе первый год, и 157 ученикам тесно в ее стенах. Тесно и музыкантам, и художникам, и балеринам: помещение — это пробле­ма номер один. О ней говорит и директор школы, и са­мый маленький ученик. А ведь это здорово, что у нас в округе открылась такая школа — единственная в рес-публике! Когда она наберет силу—будет у нас много своих музыкантов, танцоров, художников. И наверное, тогда можно будет в каждом районе открыть музы­кальную школу. И сельские клубы не будут жало­ваться, что вся их работа стоит из-за отсутствия баянистов, и, быть может, свой оркестр у нас будет... Пока это мечты. Но школа создана. Так нужно ей помочь.

После концерта, когда зрители, еще не переключив­шиеся в мир суеты, потихоньку ушли, ученики не спешат. Юные балерины гадают, какие пачки привезут им из Перми и когда они, наконец, получат первые пятерки (за первые шаги отличные оценки не ставятся). А выпускницы Зоя Зуева и Валя Кузьмина разбирают сегодняшний концерт, ошибки и удачи. Как же: они думают поступать нынче в музыкальное учи­лище!

Где-то по улицам города идут недавние маленькие зрители. Идут, чтобы третьего июня вернуться сюда на

экзамены».

Под статейкой подпись: В. Тетюева.

И до этого и после я читал в окружной газете статьи и корреспонденции Тетюевой — и о кино, и о театре, и о комсомольской жизни. Мне понравилось, как автор пишет — не казенными, надоевшими фразами, а непринужденно, естественно, искренне, будто разго­варивает с молодыми читателями. Может, это ста­рая учительница, которая по роду своей профессии и умудренная опытом может растолковывать, не поучая,  словами рисовать картины и тем заставлять

верить?

Я пошел в редакцию, чтобы разузнать об ав­торе.

Спрашивать сразу счел неудобным и потому загово­рил с заместителем редактора Инессой Яковлевной Ходяшевой о том

[1]2345