
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ
ЧТО ЗА
КРАСОТА — ГАРУСНЫЕ ПОЯСА!
Вот уже сорок лет, со времен первой моей поездки в
этот далекий северный округ, красуются у меня дома две диванные подушки, сделанные
из традиционного пермяцкого пояса.
Красуются и не надоедают. А это великое дело для произведения искусства, когда
оно не «приедается», когда его не хочется со временем заменить чем-нибудь
другим.
Пояса, кушаки, опояски,
покромки есть во многих местах нашей-страны, у многих
народов, но пермяцкие неповторимы.
Техника у них такая же,
как и во многих русских районах: по льняной основе ткут гарусом — цветными
шерстяными нитями. Но узор...
Маргарита Николаевна
Распопова, научный сотрудник окружного краеведческого музея, показывает мне
разные элементы коми-пермяцкого орнамента на поясах и опоясках, а я быстро
зарисовываю их в записную книжку: как бы подробно ни объяснять узор, все же
гораздо легче представить его, когда посмотришь. Недаром говорит пословица:
лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому и я не только расскажу,
но и дам рисунки.
Самый простой
элемент — «кресток» — два стежка крест-накрест.
Крестики, идущие уступом — «визь»
(«дорожка»). Затем ромб уступами—«тупось» («оладья»; в
русской вышивке это называют «ягодка»). Можно
увидеть еще «скобку», или «уголок», а дальше уже пойдут усложнения:
два «уголка» с «оладьей» — «кат-ша кон», что значит «сорочья нога». Тут немало разновидностей: «сорочью ногу» можно составить и из
двух пар «уголков» с одной «оладьей» и, поставив «оладью» в основу, отвести от
нее две пары «уголков». Красив узор «перпа», составленный крестообразно
из четырех «оладий», причем в каждой «оладье» просвет не из одной
клетки, а тоже крестом из пяти клеток. И «нерпы» бывают разные —с просветами и без просветов, а в центре «оладий» может
просвета не быть.
Есть элемент — «пила пинь»
(«зуб пилы»; в русском тканье это —«плашки»),
состоящий из трех зубчатых треугольников, есть «сыпан» («гребень»). Узор «баран
сюр» («бараний рог»)—это зазубренная древнеегипетская свастика, а еще один узор, название
которого я не знаю, напоминает зазубренный античный узор, не раз виденный мной
на греческих вазах и мозаике полов. И наконец, «радз»
(«цедилка»). Смысл его придется объяснить. Я уже говорил, что любимый напиток коми-пермяков—брага, квас, приготовленный из ячменной муки.
Один из необходимых хозяйственных «инструментов», имеющихся в каждом доме, -это — «цедилка». В ее «честь» мастерицы и назвали узор, где
перекрещиваются шесть зубчатых линий, как бы образующих решетку. Но «радз»
бывает и попроще: две зубчатых линии, перекрытые двумя
или три одной.
Из сочетания всех этих
элементов коми-пермяцкие мастера и создают те узоры, которые им больше нравятся.
Однообразия нет и в помине, ведь, кроме сочетания элементов (а таких сочетаний
может быть множество), решающую роль играет цветовая гамма, пристрастие
мастериц к излюбленным тонам.
Учительница Евгения
Ивановна Дружинина из села Большая Коча Кочевского района подарила мне кушак, очень
сдержанный по цвету — кирпично-красный узор по серо-суровому льняному фону.
Нужно обладать безукоризненным вкусом, чтобы при традиционной любви к яркости
кушаков отважиться на такую строгость. Но узор графичен, отчетлив и силен, и
кушак производит большое впечатление: кирпично-красное с вишневым оттенком и
серое — получилось очень красиво.
Я попросил рассказать о
мастерице. Евгения Ивановна засмущалась:
— Это мать моя ткала.
Останина Анастасия Егоровна. Она на продажу не делала, для себя только ткала.
Было у нее двадцать кушаков и все разные. Я ей, бывало, скажу: «Мама, чего ты
так долго собираешь,— все примеряешь да примеряешь,
ведь хорошо получается». А она мне: «Я прикинула
и показалось некрасиво, будто цвета противоречат друг другу, спорят
между собой, а мне хочется, чтобы ладили».
|