Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ ЧТО ЗА КРАСОТА — ГАРУСНЫЕ ПОЯСА!

где некогда проходил штурм колхоза «Виль олан». В самой Деминой заве­дующий молочнотоварной фермой Иван Викторович Пыстогов подарил мне на память поясок, тканный со­рокалетней Анастасией Кондратьевной Петровой и ска­зал при этом:

— Подумаешь добро,— у нас все женщины это де­лали и делают.

Я нарочно рассказал, как добыл те десять поясов, которые мне были нужны для того, чтобы дать иллю­страции к рассказам о коми-пермяцком ткачестве. И вывод очевидный: ткацкое дело, хотя и кажется глу­бокой стариной, дожило до наших дней, в нем у мест­ных жителей еще чувствуется необходимость, значит, есть потребность в народном декоративном искусстве.

За несколько месяцев до своей поездки в 1968 году в Коми-Пермь мне довелось познакомиться с кандидат­ской диссертацией Надежды Семеновны Королевой, научного сотрудника Института художественной про­мышленности в Москве. Там был собран большой ма­териал о народном искусстве пермских финно-угров, в том числе было кое-что и о коми-пермяках.


И вдруг неожиданная встреча с Надеждой Семенов­ной в Кудымкаре. Оказалось, что она приехала для интересного и важного дела: разузнать, нельзя ли вос­кресить полузабытое, а кое-где и совсем забытое тка­чество — и такое, как на рубахах, и такое, как на ку­шаках и опоясках. Она ходила по кудымкарским масте­рицам (я встретил ее у дочери старого синильщика Ирины Георгиевны Климовой), летала в Гайны и даже дальше, всего несколько десятков лет назад открытую в глуши деревню Тимшер. Всюду она отыскивала тка­чих, помогала им вспомнить былое мастерство, подска­зывала забытые ими технические приемы, освобождала от безвкусных «нововведений», восстанавливая подлин­но народные традиционные коми-пермяцкие узоры Она рассказала мне:

— Лет   шесть   назад   побывала   здесь  экспедиция нашего института. Увидели, что старые мастерицы жи­вы, а станки в большинстве своем стоят. Ну разве что ткут половики, пестрядь для юбок, иногда полотенца и редко (а в городе и крупных селах и совсем нет) куша­ки. Но, конечно, самое важное было,  что не умерло ткачество. Учли, записали старых мастериц. Это делала и я и искусствоведы — коми-пермячка Любовь Грибова и Марина Браун из Музея этнографии в Ленинграде, Галина Климова из Перми. Местный музей тоже этим интересовался, работники его помогали нам. Мы соби­рались использовать эти материалы для нашего инсти­тута. А тут постановление Совета Министров РСФСР о развитии художественных промыслов и о мастерах-надомниках.  Появилась подходящая форма для того чтобы   привлечь  старушек  ткачих.   Им  неудобно,  да и трудно ходить куда-нибудь на производство, а дома между делом они с удовольствием готовы ткать.

Наша     задача — возродить    наиболее    интересные приемы узорного ткачества, отобрать лучшие, подлин­но народные образцы из того, что есть в музее, а иног­да хранится и по домам.

А какие интересные встречи бывали. В селе Юрине, это рядом с Кудымкаром, зашли мы к Анастасии Его­ровне Шумковои. Ей лет шестьдесят. Она с детства ткала и работала много. Сохранились у нее дорожки, полотенца, столешники. Техника тонкая, вещи краси­вые. Но в последнее время появились не свойственные коми-пермяцкому ткачеству резкие, крикливые сочета­ния цветов. Я ее спрашиваю: «А это что, Анастасия Егоровна?» Она смущается: «Мне сказали, что теперь мода такая». Опять спрашиваю: «Вам-то самой это нра­вится?» Еще больше смущена, головой качает, лицо даже краской покрылось: «Нет!» И как обрадовалась, когда я ей посоветовала: «Ну и оставьте это, не делай­те так!» Но пожаловалась мне Анастасия Егоровна: «Хотела я совсем по-старому набрать — не могу, за­была!»

12[3]4