
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ
ЧТО ЗА
КРАСОТА — ГАРУСНЫЕ ПОЯСА!
где
некогда проходил штурм колхоза «Виль олан». В самой Деминой заведующий
молочнотоварной фермой Иван Викторович Пыстогов подарил мне на память поясок, тканный сорокалетней Анастасией Кондратьевной Петровой и
сказал при этом:
— Подумаешь добро,— у нас
все женщины это делали и делают.
Я нарочно рассказал, как добыл
те десять поясов, которые мне были нужны для того, чтобы дать иллюстрации к
рассказам о коми-пермяцком ткачестве. И вывод очевидный: ткацкое дело, хотя и
кажется глубокой стариной, дожило до наших дней, в нем у местных жителей еще
чувствуется необходимость, значит, есть потребность в народном декоративном
искусстве.
За несколько месяцев до своей
поездки в 1968 году в Коми-Пермь мне довелось познакомиться с кандидатской
диссертацией Надежды Семеновны Королевой, научного сотрудника Института художественной
промышленности в Москве. Там был собран большой материал о
народном искусстве пермских финно-угров, в том числе было кое-что и о
коми-пермяках.
И вдруг неожиданная встреча с Надеждой Семеновной в
Кудымкаре. Оказалось, что она приехала для интересного и важного дела:
разузнать, нельзя ли воскресить полузабытое, а кое-где и совсем забытое ткачество
— и такое, как на рубахах, и такое, как на кушаках и опоясках. Она ходила по
кудымкарским мастерицам (я встретил ее у дочери старого синильщика Ирины
Георгиевны Климовой), летала в Гайны и даже дальше, всего несколько десятков
лет назад открытую в глуши деревню Тимшер. Всюду она отыскивала ткачих,
помогала им вспомнить былое мастерство, подсказывала забытые ими технические
приемы, освобождала от безвкусных «нововведений», восстанавливая
подлинно народные традиционные коми-пермяцкие узоры Она рассказала мне:
— Лет
шесть назад побывала здесь экспедиция
нашего института. Увидели, что старые мастерицы живы, а станки в большинстве
своем стоят. Ну разве что ткут половики, пестрядь для
юбок, иногда полотенца и редко (а в городе и крупных селах и совсем нет) кушаки.
Но, конечно, самое важное было, что не умерло ткачество. Учли, записали
старых мастериц. Это делала и я и искусствоведы —
коми-пермячка Любовь Грибова и Марина Браун из Музея этнографии в Ленинграде,
Галина Климова из Перми. Местный музей тоже этим интересовался, работники его
помогали нам. Мы собирались использовать эти материалы для нашего института.
А тут постановление Совета Министров РСФСР о развитии художественных промыслов
и о мастерах-надомниках. Появилась подходящая форма
для того чтобы привлечь старушек ткачих.
Им неудобно, да и трудно ходить куда-нибудь на производство, а дома
между делом они с удовольствием готовы ткать.
Наша
задача — возродить наиболее интересные
приемы узорного ткачества, отобрать лучшие, подлинно народные образцы из того,
что есть в музее, а иногда хранится и по домам.
А какие интересные встречи
бывали. В селе Юрине, это рядом с Кудымкаром, зашли мы к Анастасии Егоровне
Шумковои. Ей лет шестьдесят. Она с детства ткала и работала много. Сохранились
у нее дорожки, полотенца, столешники. Техника тонкая, вещи красивые. Но в
последнее время появились не свойственные коми-пермяцкому ткачеству резкие, крикливые сочетания цветов. Я ее спрашиваю: «А это что,
Анастасия Егоровна?» Она смущается: «Мне сказали, что теперь мода такая». Опять
спрашиваю: «Вам-то самой это нравится?» Еще больше смущена,
головой качает, лицо даже краской покрылось: «Нет!» И как обрадовалась, когда я
ей посоветовала: «Ну и оставьте это, не делайте так!» Но пожаловалась мне
Анастасия Егоровна: «Хотела я совсем по-старому набрать — не могу, забыла!»
|