
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ
ЧТО ЗА
КРАСОТА — ГАРУСНЫЕ ПОЯСА!
Ну что ж: отличное
понимание красоты у этой подлинно народной художницы!
Как рассказала Евгения
Ивановна, в селе не только пожилые, но и молодые женщины умеют ткать и ткут
пояса и кушаки — и Екатерина Егоровна Ракина и Сазоновы Дарья Федоровна и ее
дочь Анна Федоровна, да и много других.
Рассказ о том, как ткут
пояса, я выслушал в селе Монастырь Гаинского района.
Мы зашли в избу
семидесятичетырехлетней Пелагеи Александровны Осокинои. Она жила одна в старом
покосившемся доме, все жаловалась и на здоровье, и на одиночество («своих никого нет»), и на то, что даже в «огороде попахать
наимовать надо», а пенсия невелика. Но когда мы терпеливо
выслушали все, что наболело у старушки, и заговорили о мастерстве ткачих, она
как-то оживилась, вспоминая прежнее, вытащила из короба разные пояса и,
усмехнувшись, что «самой-то наряжаться время отошло», предложила продать два
кушака и опояску, а с лучшим (забыв, что только что говорила о нарядах)
все-таки пожалела расстаться.
Потом стала рассказывать:
В одном углу избы я в
стенку спичку вставлю...
Спичку? — переспросил я.
—Ну не настоящую спичку, а
такой колышек деревянный, мы его спичкой зовем. От него и пряду. Основа в две
льняных нитки. А разные цветные — тех, сколько по узору полагается. Три мотка
цветных-то потратишь.
Она стала подсчитывать,
сколько цветная пряжа стоила раньше и путем малопонятных для меня пере водов и
сравнений вывела сумму, которую с меня надо взять за пояса,— сумму немалую.
Потом в Кудымкар-ском музее меня отчитали, что вот, мол, приезжие всегда дают
больше, чем музейные работники, и из-за этого трудно собирать экспонаты. Но мне
просто было жалко одинокую старуху. А в музее таких поясов, как я знал, собрано
свыше ста двадцати, и все разные.
Когда побывал я в Гайнах в
народном музее — там увидел свыше пятидесяти поясов и узнал, что в северных
деревнях они есть чуть ли не в каждой избе.
Интересная встреча
произошла у меня в Мысах. Вместе с одним из моих спутников я шел по этой старой
деревне, и мы разговорились о старине.
— Вот у кого старого-то
добра сундуки, так это у Анастасии Никитичны, ее дом-то во-он,
за углом. Но она скуповата, учтите.
Я уговорил спутника
навестить Анастасию Никитичну.
И все оказалось верно: из
сундуков старушка вынула и кушаки, и пояса с опоясками, и «дубасы» (сарафаны)
из набойки, и такие рубахи из домотканого холста с затканными красной нитью
ластовицами и рукавами, так что я, немало повидавший подобного рукоделья,
ахнул. Один из поясов хозяйка уступила сразу, назвав подходящую цену, а продать
«дубасы» и затканные рукава отказалась наотрез, хотя мы уговаривали ее
втроем,— помогала даже ее дочь, сучкоруб лесоучастка Мария Николаевна Златина.
А тканье на рукавах— как музейный образец,— там
собраны красивейшие элементы коми-пермяцких узоров.
Про кушаки Анастасия
Никитична говорила: — Это у нас не диковинка. Все
женщины ткали. И узоры разные, хотя, бывало, и перенимали одна от
другой, ну, к примеру, дочь от матери. Когда я вернулся в Москву, вдруг получаю
бандероль. Разворачиваю: затканные красным ластовицы и рукава. Вот ведь как: и
адрес узнали и денег не спросили. А говорили: «Скуповата». Или в том увидели
скупость, что старушка бережно хранила красивые вещи?
Даже изображенный не в
цвете этот узор дает представление о строгой красоте коми-пермяцкого орнамента,
неведомо когда созданного и доныне хранимого народом.
А вот сторожиха приезжей в
Кочеве, где мы ночевали, сама вызвалась сходить за опоясками, которые соткала
Елена Ивановна Минина из деревни Заполь-цева возле той деревни Демино,
|