
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
О
СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЯХ, СОЛОНИНАХ
И ПЕРМСКИХ
БОГАХ
Он установил,
что чем южнее, тем меньше скульптур, а чем севернее, тем их больше и тем они
интереснее. Неутомимый ученый проехал пять тысяч верст, из них две тысячи на
лошади, лазил в подвалы, забирался на колокольни, шарил в амбарах и в конце концов в Перми образовалось уникальное,
единственное в мире по богатству и выразительности собрание деревянных
скульптур — свыше четырехсот экспонатов!
Помню, как впервые я,
потрясенный, смотрел в Перми это собрание и как потом, попав в этот город, прежде
всего шел смотреть «пермских богов». Это чудо из
чудес. Скульптуры — удивительное проявление народного вкуса, таланта и вместе
с тем и проявление человеческих качеств народа—простодушия, искренности,
сострадательной доброты.
Что ни говори, далеко не каждый народ имеет столь богатое и
разнообразное наследство в скульптуре.
В окружном краеведческом музее в Кудымкаре тоже есть несколько
таких шедевров. Особенно хороша деревянная резная фигура в рост человека,
изображающая архангела, поражающего злого демона. Хотя светлый архангел крылат,
увенчан нимбом, в руке старинный меч, а демон черен, безобразен и крылья его
не в пример голубиным архангельским перепончаты, как у летучей мыши-нетопыря и
на пальцах когти,— перед нами простодушная, но в
общем-то реалистическая и поучительная борьба хорошего с плохим, доброго молодца
с исчадием ада, то есть со злом.
Все восхищает в этом
произведении: и композиция, и понимание законов барельефа, и немногословность
при предельной выразительности отдельных элементов: рук, меча, цепи, одежды,
сапог. Спокоен в сознании своей правоты архангел — об этом так ясно говорит его
лицо. Мы видим доброго и сильного коми-пермяцкого парня с открытой душой,
человека, лишенного лукавства и хитрости. Образ такого непоколебимого, храброго
и спокойного воина, наверное, не раз вдохновлял на битвы за родную землю
многих коми-пермяков. Архангел и демон из Кудымкарского музея произведение
глубоко патриотическое.
Как бы мне хотелось, чтобы
подобные мысли были изложены на этикетке возле этой скульптуры в экспозиции
Кудымкарского музея! Увы, пока это только несбыточные мечтания. На самом деле
все здесь по-другому. Вместо того чтобы небольшому городу гордиться, что он
имеет такой шедевр, работники музея... стесняются. Ими владеют пережитки давних
лет, двадцатых и тридцатых годов нашего века, когда любые произведения
искусства на религиозную тему считали подлежащими уничтожению и, в крайнем
случае, достойными презрения. Деревянный архангел помещен среди экспонатов
антирелигиозной выставки.
А ведь это
очень важно: где поместить экспонат.
Вот висит «Архангел» на
антирелигиозной выставке и вместе с другими экспонатами — разоблачительными
цитатами, фотографиями о разных случаях раскрытого жреческого и поповского
обмана говорит: «Смотрите, посетители, как темные люди верили в богов, молились
на истуканов и на иконы». Мысли внушаются самые осуждающие: не надо подражать
таким темным людям и поклоняться тут нечему, не будьте дураками.
А разные бытовые предметы,
хотя они красивы в высшей степени, помещены рядом с допотопной
сохой, с долбленой квашней, с дикарской ручной мельницей и своим
предосудительным соседством наталкивают посетителя на вывод: перед вами
уходящая старина, старый быт, бескультурье.
Какая это примитивная,
неверная и вредная позиция! Вот уж подлинно где
некультурность-то!
Ведь у посетителя
возникает совсем другой строй мыслей, более широкий, более исторически верный,
более гуманный, если та же замечательная скульптура «Архангела» будет стоять не
в разделе, созданном для осуждения, а в разделе, помогающем укреплять гордость
за свой народ, за свою национальную культуру.
|