
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
О
СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЯХ, СОЛОНИНАХ
И ПЕРМСКИХ
БОГАХ
Помните, в Программе КПСС строку о «взаимном обогащении национальных культур»?
Чтобы взаимно обогащать,
надо как-то учесть, собрать, объединить, осмыслить, пропагандировать произведения
этой культуры, иначе и обогащатъ-то будет нечем, а придется только
брать от других.
Представьте,
что этот светлый герой, попирающий отвратительного
врага, поставлен в разделе коми-пермяцкого народного искусства. Музей как бы говорит:
смотри, дорогой товарищ посетитель, вот, несмотря на
религиозное содержание, вопреки этому содержанию, народный художник-скульптор
создал образ героя, вдохновлявшего наших предков. Какими высокими
художественными достоинствами обладает эта скульптура (скульптура, а не идол,
не икона!). И сказать ясно, не жонглируя искусствоведческими терминами, о мастерстве
безвестного народного художника.
То же самое и с
произведениями коми-пермяцкого прикладного искусства. Когда они не отнесены
только к тяжелому прошлому, к примитивному натуральному хозяйству, к инвентарю
бедной крестьянской избы, а уважительно причислены к искусству — у
посетителя создается другое отношение. Посетитель думает (при помощи музея):
эти вещи как предметы быта устарели,— сейчас есть многое и поудобнее
и подешевле. Но эти вещи красивы, в них выражены вкусы нашего народа, его
эстетические принципы и традиции. Надо это искусство сохранить, показывая его,
гордиться самобытным мастерством, оригинальностью композиции, колорита,
орнамента. Может быть, кто-нибудь из местной или сувенирной промышленности
надумает использовать наши национальные элементы на вполне современных по
назначению предметах.
Вот какие мысли в защиту
прекрасного коми-пермяцкого декоративного искусства вызвал у меня удивительный
«Архангел» из Коми-Пермяцкого окружного музея. И высказать эти мысли меня
заставило еще и то, что, к сожалению, в наследство от дореволюционной
этнографии и истории нам осталось несправедливое, я бы даже сказал резче —
клеветническое отношение к изобразительному искусству коми-пермяцкого народа.
В историко-этнографическом
очерке И. Н. Смирнова «Пермяки», опубликованном в 1891 году в «Известиях
общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском
университете», автор, слова которого о «вырождении» коми-пермяков я уже приводил,
пишет:
«Леса, окружавшие Пермяка,
в изобилии предлагали его вниманию наросты на корнях берез. Рано или поздно
Пермяку должна была прийти мысль как-нибудь приспособить эти наросты для своих
потребностей. Он обрубил такой нарост с частью корня или ствола и получает
сосуд с ручкой — ковш, поварешка. Тут все дано природой; человеку принадлежит
лишь идея приспособить готовое к своим целям. Так начинается творчество в
каждой области техники. Следующие ступени развития состоят в том, что человек
видоизменяет данные формы, создает новые, дает материалу ту или другую форму по
усмотрению. Пермяк не дошел до них. Он остался рабом природы — ив этом мерка его творческих сил».
Я нарочно выписал целиком
это длинное и довольно самоуверенное рассуждение о, как бы мы теперь сказали —
философии искусства. Некоторые прочитают это и, не зная фактического материала,
могут подумать, что вроде бы все логично: что лес дал — пермяк взял, а
творчески создать красивое по своему усмотрению не может,— уровень не тот,
«мерка» не та.
Нет, И. Н. Смирнов,
собравший много интересного этнографического материала о коми-пермяках, не оказался
пророком в оценке их способностей к декоративному искусству. И тут незачем
много рассуждать, надо просто рассказать о предметах, наиболее близких
к тому, о чем писал И. Н. Смирнов,— изделиях из дерева, из березовых
наростов. Возьмем не простые чашки, а предмет, не только ограниченно
утилитарного назначения, а имеющий еще и художественный образ,— ну хотя бы
солоницы. Коми-пермяки делали их нередко тоже из березовых наростов.
|