
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
О
СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЯХ, СОЛОНИНАХ
И ПЕРМСКИХ
БОГАХ
С 1929 года сохранился у
меня фотоснимок: на Пермяцкой улице Кудымкара, круто идущей в гору, возле
колодца, где вода не замерзает даже в лютую стужу, стоит в белом снежном окружении
могучая береза. Лет ей, наверное, двести, а то и больше —ствол в три обхвата, крона в стужу без листьев широка и
раскидиста, так что летом, ^поди-ко, в знойный день хорошо укрыться в
прохладной зеленоватой тени. Это —великая береза,
всемогущая праматерь деревьев, предводительница всех берез, сосен и других
деревьев послабей и позастенчивеи, вроде ив, осокорей и акаций. И недаром
испокон веков здешние люди, привыкшие к вещим знакам, таинственным символам, к
черным и светлым словам, непоколебимо верят что береза
на Пермяцкой улице — священная. Потому-то мне о ней сказали и потому-то я ее и снял. Из дальних пермяцких деревень приходили сюда
не только старики и старухи, но и люди в силе, падали ниц и закрывая глаза,
чтобы видеть не земное, не близкое, а дальнее и потустороннее, молили,—кто о чем: о выздоровлении дочери, пораженной падучей, о
рождении сына после пяти дочерей, о возвращении отца невредимым из бурлацкого
похода, о любви девушки, самойжеланной, да кто знает, что еще может просить
человек робкий, несчастный, нелюбимый или больной. И видно, столь великая вера
толкала людей к мольбам, что иной раз они приписывали и исполнение желании. А
отсюда и слава священного дерева.
Рассказывают,
что некогда насадитель христианства в здешних краях, епископ Стефаний, прозванный
Пермским и потом даже причисленный к лику святых, желая сломить упорство
пермяков-язычников, велел срубить одну такую священную березу, стоявшую на
месте нынешнего селения Усть-Вым.
Но едва прикоснулись топором к священному дереву, как раздались жалоО-ные стоны
и крики:
— Стефан, Стефан, за что
ты нас гонишь?! Это наше
древнее жилище.
Так жаловались духи
дерева,
Но по приказу Стефания продолжали рубить, и из
надрубленных мест лилась кровь.
В Пянтеге прибрежная
хвойная роща называлась «богов дом», а в часовне деревни Керчевой, в устье реки
Битеры, вокруг пятиствольного дерева выстроили часовню. (Замечу кстати, что я был недавно в Керчевой—там действует крупнейший в стране
сплавной рейд.)
К деревьям — особенно
необычным, многоствольным, относились в пермских краях с
благоговением.
Скажете: пантеизм?
Обожествление природы? А вспомните хотя бы русскую поэзию — сколько прекрасных
поэтических образов рождено именно тем, что к березам, похожим на девушек, к
могучему дубу, стоящему среди долины ровный, к кудрявому обледеневшему клену,
к осинам, которым впору молиться,— обращались как к живым существам Пушкин,
Есенин и другие ценимые нами поэтические пророки.
Не только предки
коми-пермяков, но и наши русские предки ценили дерево, потому что жили в лесу,
зависели от его даров: из кряжей строили избы, а из комля с корнем топором
вырезывали для охлупня— верхового бревна на гребне
крыши — гордого коня. На причелине ворот вырезали образы солнца — подателя
благ и льва-охранителя. Дерево давало материал для прялиц-кореннушек, для
поставок, мисок и братин, которые потом лудились и олифились, так что становились
не хуже княжеских. Из дерева гнали смолу, жгли уголь, весной лакомились
пьянящим соком, ломали веники для парной бани, мастерили игрушки ребятам на
забаву.
Пермяки, поклонники
Золотой бабы и Войпеля, так же как некогда и русские-язычники, поклонники
Перуна, Дажьбога и Ярилы, ставили на угорьях деревянных идолов и молились на
них. Пришел Стефаний в пермские земли и обратил пермяков в другую-—христианскую — веру.
Но разве сразу исчезнет
то, что существовало века? Пермяки по-прежнему вырезали из дерева богов, но
теперь уже не старых, а новых — Христа, богоматерь, архангелов и ангелов, Илью
и Николу. Епифаний
|