
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
О
СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЯХ, СОЛОНИНАХ
И ПЕРМСКИХ
БОГАХ
Премудрый в XIV веке
писал о «кумирах... в Перми»: «Богы их раскопа, еже суть болваны истуканные,
изваянныя, издолбленныя, вырезом вырезаемый».
Понадобился специальный
указ, запрещавший изготовление скульптурных изображений. Такой указ Синода
последовал для всей России в 1722 году. В нем отмечалось, что мархера
«устроять» скульптурные иконы пошла «от иноверных, а наипаче от римлян» и строго
запрещалось: «резных икон неумеренно устроять не надлежит». Очень важна одна
характеристика, сделанная на заседании Синода 22 мая 1722 года:
«Дерзают истесывати
(изваяния) сами неотесанные невежды»...
Так подтверждается, что
авторами деревянных резных изображений являются простые люди, то есть народные
мастера. Об этом же в применении к жителям пермских земель говорит и другой
факт: многие Христо-сы по типу лица — настоящие коми-пермяки.
С великой простотой и
искренностью, с наивным мастерством, удивляющим нас сейчас, коми-пермяцкие
деревенские лесорубы и плотники изображали богов, святых, ангелов. Многие
религиозные темы почему-то совсем не привлекали этих резчиков, зато другие пользовались
особенной популярностью, например Христос и Никола Можай.
Христос изображался либо
распятым на кресте, либо сидящим и защищающимся от ударов. Пермяцкие
Народные мастера взяЛй эту
трагическую тему несправедливости и преследования и по-своему, по-народному, глубоко-человечно истолковали ее. Сила народных образов
оказалась сильнее и религиозных догматов и приказов начальства.
Когда пермский учитель и
этнограф Н. Н. Серебренников стал изучать местную деревянную скульптуру, он
столкнулся со множеством противоречивых суждений.
Одни ученые утверждали, что «пермские боги» не что иное, как подражание...
скандинавской скульптуре, другие связывали корни этого искусства с пребыванием
на Каме... ссыльных поляков. И только те, кто без предубеждения относились к
художественному наследию самих пермяков, напоминали, что ведь местное
население издавна занималось скульптурой, в том числе и деревянной. Они
приводили в пример деревянного идола из Шигиринского торфяника, созданного в
При-уралье в I веке до н. э., многочисленные украшения из металла с изображением животных
и цитировали летопись XIII века: «Принесе же чашю от земля Угорь-ская мрамора багряна, изваяну мудростью чудну, и
змьевы главы беши округ ея...»
Размышляя обо всем этом,
Н. Н. Серебренников отметил «благоприятную среду и подготовленность народа к
ваянию; местно-бытовыми причинами обусловлено появление и распространенность
деревянных скульптур». В трагическом образе сидящего Христа Н. Н. Серебренников
увидел так же местные корни:
«Новое же наиболее
почитаемое изваяние — Сидящий Спаситель заменил, по-видимому, особо чтимую
прежде сидящую Золотую Бабу финно-угорских народов
что к приезду епископа
прятали сидящего деревянного Христа или стоящего Николу Можая, а когда духовные
власти уезжали, «боги» снова устанавливались на привычное место. Среди местного населения стойко держались легенды, что эти «боги»
ходят, поэтому у них «изнашивается обувь», что, перевезенные в другую церковь,
они возвращаются «к себе» и т. д. Христианская форма не могла вытеснить
языческого отношения к «богам».
Серебренников знал, что
Пермский научно-промышленный музей не интересовался народной скульптурой и
только тогда, когда стали собирать экспонаты на сельхозвыставку 1923 года,
попутно захватывали и «идолов». И Серебренников организовал шесть экспедиций,
все, кроме одной, провел сам, изъездил область из конца в конец.
|