40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГЛАВА
ДВАДЦАТАЯ ШТУРМ «ВИЛЬ СЛАНА»
Почему сорок лет назад,
после поездки в Гайны, Мысы и Верх-Лупью, я остановился в маленькой деревушке
Дёмино возле Кочёва? Я знаю почему — из-за «Виль олана». Мне понравилось это название.
Оно звучало романтично, почти по-средневековому.
В Кочеве, районном центре,
мне тогда рассказали, что Демино — это кулацкая крепость. Кулаки там яростно
борются против недавно созданного колхоза «Виль олан». В переводе на русский
язык с коми-пермяцкого это значит — «Новая жизнь».
У меня сразу родилось
название для очерка или корреспонденции:
...Штурм «Виль олана».
От Кочева километров пять
до Демина, деревушки
с деревянной церковью на взгорье, с беспорядочно раз
бросанными избами. Вдоволь наслушался я рассказов
о кулаках, которые подчинили своему влиянию почти
все население, о селькоре Василии Харитоновиче Вави-
лине, смело разоблачающем этих кулаков, и о том, как
кулаки, мстя, подожгли его дом и много, много другого,
Я писал тогда в областной газете:
«Год тому наэад в деревне
Демино Кочевского района была создана сельхозартель «Би» («Пламя»). За ней
другие колхозы в соседних деревнях — «Виль Туй» и «Весь Киттуй».
В ноябре эти колхозы
слились в один «Виль олан» («Новая жизнь»). Раньше в колхозах этих было 98 хозяйств,
теперь 112.
Это — сухой короткий
пересказ того, что известно о «Виль олане» Коми-Пермяцкому
окрколхозсоюзу.
Недавно приезжал оттуда
агроном-инструктор. Поговорил, посмотрел и уехал. К сведению окрколхоз-союза
прибавилось только, что «в колхозе нет организатора». А так, в общем, ничего.
Благополучно.
Между тем кровью и огнем
дышит история и борьба «Виль олана».
Кулаки были «самодержцами»
в Демино. Власть их была освящена традициями и закреплена долгими периодами
«царствования». Попытку вырваться из-под кулацкой кабалы деминские заправилы
ликвидировали быстро и уверенно...
Всем памятен был поджог
кулаками дома селькора областной «Крестьянской газеты» Василия Харитоно-вича Вавилина, агитировавшего за колхозы.
Поэтому такой смелой
казалась всем попытка бедноты организовать год тому назад колхоз...»
Сейчас я понимаю, что в ту
пору, то есть в 1929 году, я знал еще очень мало о трудном пути, которым шла
деревня Демино после революции. Через сорок лет мне стали известны подробности,
кое-что я уточнил и многое понял лучше.
Люди жили здесь почти так
же страшно, в той же отсталости и нищете, как описывал это Решетников в
«Подлиповнах». Вот какую историю в конце прошлого века привел один
этнограф:
«Уездный чердынский
землемер рассказывал нам, что, когда он отважился проехать в отстоящую от с. Кочева верст на тридцать
деревню на телеге, его приезд составил для жителей целое событие. Старик лет 80
выплелся посмотреть на смелого путника и благодарил бога за то, что он привел
его еще раз увидеть на старости лет телегу. Для края это было открытие. С тех
пор деревня вступила, так сказать, в колесный век из санного.
Но пионер за это поплатился боками. Пробраться на тележке в деревню было еще
не так трудно, как на ней же выбраться. С грехом пополам удалось запрячь
непривычных лошадей в страшный для них экипаж. Стоило затем телеге загрохотать
на покрытой корнями деревьев дороге— и
|