Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ   ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ ШТУРМ «ВИЛЬ СЛАНА»

Почему сорок лет назад, после поездки в Гайны, Мысы и Верх-Лупью, я остановился в маленькой деревушке Дёмино возле Кочёва? Я знаю почему — из-за «Виль олана». Мне понравилось это на­звание. Оно звучало романтично, почти по-средневеко­вому.

В Кочеве, районном центре, мне тогда рассказали, что Демино — это кулацкая крепость. Кулаки там ярост­но борются против недавно созданного колхоза «Виль олан». В переводе на русский язык с коми-пермяцкого это значит — «Новая жизнь».

У меня сразу родилось название для очерка или кор­респонденции:

...Штурм «Виль олана».

От Кочева километров пять до Демина, деревушки
с деревянной церковью на взгорье, с беспорядочно раз­
бросанными
избами. Вдоволь наслушался я рассказов
о кулаках, которые подчинили своему влиянию почти
все население, о селькоре Василии Харитоновиче Вави-
лине, смело разоблачающем этих кулаков, и о том, как
кулаки, мстя, подожгли его дом и много, много другого,

            Я писал тогда в областной газете:

«Год тому наэад в деревне Демино Кочевского рай­она была создана сельхозартель «Би» («Пламя»). За ней другие колхозы в соседних деревнях — «Виль Туй» и «Весь Киттуй».

В ноябре эти колхозы слились в один «Виль олан» («Новая жизнь»). Раньше в колхозах этих было 98 хо­зяйств, теперь 112.

Это — сухой короткий пересказ того, что известно о «Виль олане» Коми-Пермяцкому окрколхозсоюзу.

Недавно приезжал оттуда агроном-инструктор. По­говорил, посмотрел и уехал. К сведению окрколхоз-союза прибавилось только, что «в колхозе нет организа­тора». А так, в общем, ничего. Благополучно.

Между тем кровью и огнем дышит история и борьба «Виль олана».

Кулаки были «самодержцами» в Демино. Власть их была освящена традициями и закреплена долгими пе­риодами «царствования». Попытку вырваться из-под кулацкой кабалы деминские заправилы ликвидировали быстро и уверенно...

Всем памятен был поджог кулаками дома селькора областной «Крестьянской газеты» Василия Харитоно-вича Вавилина, агитировавшего за колхозы.

Поэтому такой смелой казалась всем попытка бедно­ты организовать год тому назад колхоз...»

Сейчас я понимаю, что в ту пору, то есть в 1929 году, я знал еще очень мало о трудном пути, которым шла деревня Демино после революции. Через сорок лет мне стали известны подробности, кое-что я уточнил и мно­гое понял лучше.

Люди жили здесь почти так же страшно, в той же отсталости и нищете, как описывал это Решетников в «Подлиповнах». Вот какую историю в конце прош­лого века привел один этнограф:


«Уездный чердынский землемер рассказывал нам, что, когда он отважился проехать в отстоящую от с. Кочева верст на тридцать деревню на телеге, его приезд составил для жителей целое событие. Старик лет 80 выплелся посмотреть на смелого путника и благодарил бога за то, что он привел его еще раз увидеть на ста­рости лет телегу. Для края это было открытие. С тех пор деревня вступила, так сказать, в колесный век из санного. Но пионер за это поплатился боками. Про­браться на тележке в деревню было еще не так трудно, как на ней же выбраться. С грехом пополам удалось запрячь непривычных лошадей в страшный для них экипаж. Стоило затем телеге загрохотать на покрытой корнями деревьев дороге— и