
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ
О СЛАВНОМ БОГАТЫРЕ
КУДЫМ-ОШЕ
— Много ты людей погубил,
злой пам, разорвать бы тебя на части, да уж если ты первым руки протянул, я,
видит бог Ойпель, не стану противиться. Живи, пока земля тебя держит, и больше
не нападай на нас. И говорю тебе: я никогда не пойду войной на вас и своим
людям завещаю. Пусть так будет отныне и вовеки.
С тех пор чудь забыла о
внутренних раздорах. Кудым-Ош поделился зерном со всеми, дал и Купре, и Маю, и
Кэчу, и Палю, и Анюшу, и Юксе. Все добрым словом
поминали Кудым-Оша, и мы так же говорим.
Чудские люди жили по сто
лет, а Кудым-Ош столько да полстолько, и только тогда смерть к нему подошла.
Кудым-Ош собрал вокруг себя
все племя и сказа.:
— Когда умру я, поло лейте
тело в кедровый гроб, обейте его самокованым железом и глубоко заройте, чтобы и
капли воды не попало. А я посплю, сколько надо, и, когда снова встану, жизнь
лучше для вас добуду. Но и вы не сидите сложа руки,
всегда ищите счастья и никогда не воюйте с добрыми народами-соседями, дружите
с ними.
Сказал так чудской пам Кудым-Ош и заснул крепким сном. И долгие века
чудь ждала, когда богатырь проснется и даст людям лучшую жизнь.
Кудымово городище... Это не
только из области легенд, хотя многие события и опоэтизированы при передаче из
поколения в поколение.
Исследователь
Коми-Пермяцкого края Александр Филиппович Теплоухов (в некоторых вопросах ему
помогал и коми-пермяцкий ученый И. Й. Кривощеков) занимался раскопками
Чудского (Кудымова) городища на берегу реки Кувы. В 1880 году он писал:
«По большому нахождению
костей животных домашних и диких в нижней части этой земли и другим признакам
можно судить, что это было старое чудское городище и в продолжение долгого
времени, а найденные в нем предметы: кости, орудия и вещи: медные, бронзовые,
железные и костяные служат доказатель-ством^ что
жители занимались скотоводством, ловлею зверей и земледелием и находились в
мирных торговых отношениях с образованными народами и сами стояли на значительно высокой ступени культуры. Они отливали,
например, изящные металлические вещи, как можно судить по найденным опокам из
камня, по обрезкам из листовой меди, указаниям на делание медной посуды и
проч.».
|