Архив
минувшие дни
отрывок из очерка

40 памятных зарубок

Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ О СЛАВНОМ  БОГАТЫРЕ КУДЫМ-ОШЕ

—        Люди! Кто доверил мне этот посох, знак вождя
племени? Кто обещал слушать меня, как дети слушают
мать? Пусть тот, кто хочет погибнуть от вражьих отрав­
ленных стрел, останется здесь. А тот, кому дорога
жизнь, пойдет со мной на Изьюр.

Молчали жители Сылпана, а затихшая было река Иньва взволновалась, забурлила на перекатах так, что еле-еле расслышали люди то, что сказала ведунья Чи­кыш. А сказала она вот что:

—        Кто нарушит волю бога Ойпеля будет ползать
на четвереньках и никогда больше не увидит светлого
лика солнца.

Молчали жители Сылпана, а разбушевавшаяся река Иньва ревела и крошила скалистые берега, так что большие камни низвергались в поток.

Тогда Ош встал на колени, протянул могучие руки к Солнцу и взмолился:

—        Ясное солнце! Раскрой глаза чудским людям,
наполни их разумом, покажи, где нам надо жить..


И весь чудской народ увидел тут, как засияло солн­це и лучи его упали на красный обрыв Изьюра.

—        Вот где мы должны жить отныне! — провозгла­
сил
Ош и подошел к Изьюру. За ним следомвинулись
старики, а за стариками и все остальные. Сначала по­
строили летние шалаши, потом вырыли землянки и ого­
родили селище высоким бревенчатым забором из сосно­
вых
лесин. Нарекла тогда чудь это место Ку дый кар,
то есть город у реки Ку. А молодого пама — вожди
и жреца, показавшего, что он угоден солнцу — стали
звать Кудын-Ош, или Кудым-Ош.

Пришло время жениться Кудым-Ошу.

Старая ведунья Чикыш, обиженная тем, что новый вождь не послушался ее, решила ему отомстить. При­кинувшись, что хочет Кудым-Ошу добра, она вещала

так:

—        Есть на севере быстрая река. На берегах быстрой
реки живет племя вогулов. Правит ими добрый и муд­
рый
вождь, а у вождя подросла красавица дочь, словно
золотистый цветок горадзуль (купальница). Вождь
вогулов хочет отдать дочь за молодого пама. А кто
возьмет в жены эту девушку, у того родится сын-бога­
тырь, с которым все племя не будет знать горя.

Поверил Кудым-Ош старой ведунье. Решил он по­ехать на северную реку к вождю вогулов. Взял он для подарков шкурки соболя и черно-бурой лисы и без счету беличьих шкурок.

Братья Купра и Май говорят:

—        Не езди, Кудым-Ош, выбери невесту в родном
племени.    Разве   мало   у   нас   красавиц   и   добрых   и

умных?!

Но Кудым-Ош все равно решил ехать: ведь он в племени самый главный. Выбрал себе верных спут­ников и помощников, сел в лодку и поплыл вниз по

 

Иньве-реке туда, где стоит селище Анюшкар и живет знакомый вождь Анюш.

Легко плывет лодка, словно гусенок, а Кудым-Ош все торопит гребцов, поскорее хочет увидеть вогуль­скую красавицу.

В Анюшкаре спросили, как попасть к вогулам. Ска­зали Кудым-Ошу: