40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА
ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ
О СЛАВНОМ БОГАТЫРЕ
КУДЫМ-ОШЕ
—
Люди! Кто доверил мне этот посох, знак вождя
племени? Кто обещал слушать меня, как дети слушают
мать? Пусть тот, кто хочет погибнуть от вражьих отрав
ленных стрел, останется здесь. А тот, кому дорога
жизнь, пойдет со мной на Изьюр.
Молчали жители Сылпана, а затихшая было река Иньва взволновалась, забурлила на
перекатах так, что еле-еле расслышали люди то, что сказала ведунья Чикыш. А
сказала она вот что:
—
Кто нарушит волю бога Ойпеля будет ползать
на четвереньках и никогда больше не увидит светлого
лика солнца.
Молчали жители Сылпана, а
разбушевавшаяся река Иньва ревела и крошила скалистые берега, так что большие
камни низвергались в поток.
Тогда Ош встал на колени,
протянул могучие руки к Солнцу и взмолился:
—
Ясное солнце! Раскрой глаза чудским людям,
наполни их разумом, покажи, где нам надо жить..
И весь чудской народ
увидел тут, как засияло солнце и лучи его упали на
красный обрыв Изьюра.
—
Вот где мы должны жить отныне! — провозгла
сил Ош и подошел к Изьюру. За ним следом,двинулись
старики, а за стариками и все остальные. Сначала по
строили летние шалаши, потом вырыли землянки и ого
родили селище высоким бревенчатым забором из сосно
вых лесин. Нарекла тогда чудь это место Ку дый кар,
то есть город у реки Ку. А молодого пама — вожди
и жреца, показавшего, что он угоден солнцу — стали
звать Кудын-Ош, или Кудым-Ош.
Пришло время жениться
Кудым-Ошу.
Старая ведунья Чикыш,
обиженная тем, что новый вождь не послушался ее, решила ему отомстить. Прикинувшись,
что хочет Кудым-Ошу добра, она вещала
так:
—
Есть на севере быстрая река. На берегах быстрой
реки живет племя вогулов. Правит ими добрый и муд
рый вождь, а у вождя подросла красавица дочь, словно
золотистый цветок горадзуль (купальница). Вождь
вогулов хочет отдать дочь за молодого пама. А кто
возьмет в жены эту девушку, у того родится сын-бога
тырь, с которым все племя не будет знать горя.
Поверил Кудым-Ош старой
ведунье. Решил он поехать на северную реку к вождю вогулов. Взял он для
подарков шкурки соболя и черно-бурой лисы и без счету беличьих шкурок.
Братья Купра и Май
говорят:
—
Не езди, Кудым-Ош, выбери невесту в родном
племени. Разве мало у
нас красавиц и добрых и
умных?!
Но Кудым-Ош все равно решил
ехать: ведь он в племени самый главный. Выбрал себе верных спутников и
помощников, сел в лодку и поплыл вниз по
Иньве-реке туда, где стоит
селище Анюшкар и живет знакомый вождь Анюш.
Легко плывет лодка, словно
гусенок, а Кудым-Ош все торопит гребцов, поскорее хочет увидеть вогульскую
красавицу.
В Анюшкаре спросили, как
попасть к вогулам. Сказали Кудым-Ошу:
|