
Архив
минувшие дни
отрывок из очерка
|
40 памятных зарубок
Однажды перебирал я свои старые бумаги, вырезки, заметки и обнаружил куски пожелтевших от времени газет. На одной стороне первого куска — фотомонтаж, какие любили раньше помещать в газетах, передовица, посвященная шестой годовщине смерти Ленина, а на обороте моя статья со странным названием: «Митя-царь и бесхвостые кулаки». На втором куске — моя же корреспонденция «Штурм Виль Олана». В старом журнале 1930 года я нашел свой очерк «В плену болот»...
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ
ШЕСТАЯ
РАССКАЗЫ МОЛЧАЛИВЫХ
«ЛЕЛЕЙ»
Когда «козлик» домчал нас
в 1968 году в Крысаново, я первым делом спросил про Митю-царя, Дмитрия
Васильевича Наиданова.
Я помнил старые разговоры про местных жителей-крысановцев, молчаливых «лелей», но
теперь никак не мог упрекнуть их в неразговорчивости. Все в мире меняется,
изменилось, видно, и это качество у крысановцев. «Лели» рассказывали охотно и
непринужденно.
А не проще ли объяснение: может,
все дело в том, что Митю-царя перестали бояться? Разговор шел на деревенской
улице, под навесом одного из бывших кулацких сараев, где теперь хранилось
колхозное зерно. Я нарочно задал вопрос о «царе» первому, кто попался на глаза
— молодому парню, только что подъехавшему на велосипеде, Федору Найданову,
подозревая, что он, наверное, и не слышал о том, кто сорок лет назад был и
царем и богом в этой деревне. Так и оказалось. Но важно было завязать беседу.
Откуда-то из-за угла неслышно выступила Акулина Маркеловна Наиданова, женщина
почтенных лет. Она-то не могла не знать о Мите-царе.
Когда мы на бойком
«козлике» ехали по лесной дороге, я как бы снова переживал свое первое знакомство
с Крысаново сорок лет назад. Вспоминал неразговорчивость местных жителей,
когда спрашивал их, как Митя-царь разбогател. Теперь даже усмехнулся
собственным мыслям, подумав: и сейчас ведь интересно узнать, как Дмитрий
Васильевич Найданов стал эксплуататором, с чего начал, как шел к богатству.
И когда Акулина Маркеловна
отозвалась: Митя-царь? — я почувствовал что, пожалуй, могу узнать кое-что и на
тему, интересовавшую меня сорок лет назад.
Митя-царь? — переспросила
Маркеловна.— Недобрая о нем память. Ограбливал здешних,
скупой был.
Он что: из кулацкой семьи?
—наводил я разговор на интересующую меня тему.
Маркеловна медленно
покачала головой:
—
Не, он сначала бедный был. Родом из деревни
Черной, это рядом, в версте отсюда. Брат его Тихон
Васильевич служил урядником в Юмской волости.
(Я сразу вспомнил: река
Юм, деревня Юм, основанная двумя стрельцами, бежавшими в глухое
Прикамье от царского гнева.)
— Собой-то Митя-царь каков был?
—Собой? — переспросила,
вспоминая, Маркблов-на,— Собой видной, высокой. Бороды не носил, брился
по-городскому. А кличка-то у него не только царская. Позаглаза у нас его звали Митя-вошка. Кровосос был, ох кровосос.
—
С чего же он начал наживу?
—
В батраках жил, да скоро понял, что с трудов
праведных не наживешь палат каменных. Так в ту пору
считалось. Ну вот, вышел такой год, что на людей мор
напал: Митя живо сообразил, стал гробы ладить. Хоро
нить всем надо, хоть в тряпье ходи, хоть парчу носи.
В долг Митя не верил, копейки не уступал. Ну и рабо
тать не ленился. Бывало, и ночами у него рубанок ширк
да ширк. Тогда по-первому его прозвали Митя-гробник.
Подкопил он деньжат и стал обихаживать Анну из
богатого дома Якуниных. Я тебе говорила — парень он
рослый, да и силой бог не обидел. Вошел в богатый,
«прожиточный», как тогда говорили, дом. Тесть видит—
его хватки человек и открыл ему доступ к капиталам.
Митя-вошка те капиталы еще умножил. Батраки у него
не переводились, а он еще и помочи устраивал. Ну,
когда бедняки
помочь кличут —- понятно —
самим
|